История и методология в науке. Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Рациональность в науке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

1.Этапы и периоды развития рациональности 4

2.Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая 7

3.Проблема рационального и ее изменения 15

Заключение 23

Список используемой литературы 24


  

Введение:

 

Методологические концепции философии науки последних двух де-сятилетий ХХ века выходят в определении своих проблем прежде всего с попытки переосмыслить достижения своих предшественников. Мы рас-смотрим здесь взгляды двух известных представителей англо-американской традиции в философии науки Ларри Лаудан и Хиллари Патнэма, опираясь на их анализ предыдущего развития философии науки.

Труда Л.Лаудана связаны главным образом с попыткой создать адекватную модель научной рациональности, рассматриваемой как способ поведения ученых по достижению определенных целей определенными средствами, причем и цели, и средства должны быть обоснованными таким образом, чтобы их можно было дискутировать на определенных принци-пах. Таким образом Л.Лаудан расширяет границы рационального выбора сравнимо с такими сторонниками критического рационализма, как К. Поппер и И.Лакатос, которые исходили из того, что цели определяются ценностями, приверженность к которым является исходной для личности и не может рационально обсуждаться.

Однако, подвергая рациональной критике ценности науки, Лаудан считает проблематичной и такую научную ценность, как объективная ис-тинность знания, то есть сохраняет рациональность за счет реализма (по-зиция научного реализма предусматривает предположение существование внешнего мира и возможности его истинного познания научными метода-ми). В отличие от Лаудан, Х. Патнэм пересматривает понимание научной рациональности таким образом, чтобы сохранить в основе науки и реа-лизм, и рациональность.

Идеи Х.Патнема о «реализм с человеческим лицом» и не критери-альную рациональность во многом перекликаются с подходами отече-ственной традиции в философии науки к пониманию исторических типов научной рациональности и тех идеалов рациональности, которые они во-площают. Мы будем здесь опираться на различия классического, неклас-сического и постнеклассической типов научной рациональности, прове-денное В.С.Стьопиним и понимание классического и неклассического иде-алов рациональности по М. Мамардашвили.

Следует отметить, что, хотя отечественные философы науки и счита-ются с эпистемологические, методологические и логические достижения англо-американской философии науки, их выходные философские ориен-тиры связаны с континентальной философской традиции, особенно с немецкой, и ее развитием в ХХ веке.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рациональность — это разумное стремление к адекватным решениям с использованием актуальной информации и убедительных принципов рас-суждения при решении абстрактных теоретических и практических задач. «Это определение далеко от идеала, но мы выступаем против этой идеаль-ности на данном этапе научного знания. Как рабочее, оно отражает весьма конкретную позицию в отношении того факта, что в различных дискуссиях об альтернативных типах рациональности предмет должен иметь один, ес-ли он не придерживается принципа универсализма.

Из различных альтернативных идей разумно принять свою соб-ственную, поскольку это мотивировано тем, что в такой ситуации у чело-века нет реальной альтернативы. позиция, которая является его собствен-ной, он может соотносить свое мнение с мнением других субъектов по раз-личным вопросам, в том числе и по проблеме рациональности.

Но если он не может рационально обозначить свою позицию, то он просто не способен понять чужую позицию, сравнить его со своим соб-ственным или выйти за его пределы и на тех же рациональных основаниях принять чужую позицию. Такое понимание рациональности во многом ле-жит в основе современных версий Теория игр, то есть рациональность фактически устанавливает определенные правила игры в отношении объ-екта, о котором человек начинает думать.

В рамках такой ситуации именно предположение о различных аль-тернативах рациональности осуществляется с признанием того факта, что выбор между ними не является рационально безразличным. Это определя-ется, прежде всего, основаниями и критериями оценки, на основании кото-рых непосредственно осуществляется рациональный выбор.


 

Фрагмент текста работы:

 

1.Этапы и периоды развития рациональности

Идея «исторических типов рациональности» сформировалась как ре-акция на учение, признавшее, что рациональность может быть только одна — рациональность как таковая. Подобные учения ставят историка науки в необычное положение судьи, который оценивает одни исторически данные формы и типы мышления как рациональные, а другие как не-, экстра- или иррациональные. В отличие от такого отношения концепция историческо-го типа рациональности направляет мысль исследователя на уникальную и специфическую специфику исторических форм мышления или деятельно-сти, представляя их самодостаточными и равными с любыми другими. Но в то же время «исторический тип рациональности» — это образование, сформированное исследовательским подходом [5, c.90].

Чтобы говорить о «типах» рациональности, нужно, прежде всего, выбрать единицу рассмотрения: что именно будет считаться одним опре-деленным типом, что является модификацией внутри типа и что представ-ляет собой несколько различных типов. Только на первый взгляд само культурное и ментальное пространство естественным образом делится на определенные типы, отличающиеся друг от друга и внутри себя — напри-мер, античный, средневековый, современный тип рациональности. Четкие и четкие контуры видны только на большом расстоянии.

«Исторические типы рациональности» — более идеальные типы, чем описания исторических данных. Мы используем их, чтобы добавить един-ства и полноты нашим описаниям. Однако это единство может оказаться проблематичным. Таким образом, вместо единой и однородной «научной рациональности (например) 19 века». обнаруживается достаточно сложное по рельефу пространство, отдельные «участки» которого могут иметь несовместимые характеристики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы