Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Рационализм. Р.Декарт, Б.Спиноза

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы рационализма 5
2. История рационализма 10
2.1 Эпистемологический рационализм в древних философиях 10
2.2 Эпистемологический рационализм в современной философии 12
2.3 Этический рационализм 15
2.4 Религиозный рационализм 16
3. Рационализм в философии Нового времени 20
3.1 Философский рационализм Декарта 20
3.2 Рационализм Спинозы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

  

Введение:

 

XVII — XVIII вв. в истории Европы называется Новым временем. К началу этого периода вся западноевропейская культура под влиянием устоявшейся капиталистической социальной системы начала претерпевать глубокие изменения. В этот период меняется отношение людей к природе и духовному миру человека. Наука постепенно захватывает все более широкие сферы деятельности, вытесняя религию. Философия также развивается, начинается формирование научного сознания. Мир сейчас рассматривается как объект науки, и поэтому меняется мировоззрение человека по отношению к миру и природе. Если в средние века считали, что Бог создал мир, природу Бога, а потому бесполезно его изучать и изучать, потому что люди не могут понять высший разум, то люди нового времени уходят с этой позиции. Она начинает открывать законы и тайны природы, свое понимание.
Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, механизм был создан в философии. В этой форме мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек — как инициатива и активный работник.
Основной темой философии современности был предмет познания. Существуют две основные тенденции: эмпиризм и рационализм, которые по-разному объясняют источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного познания мира являются человеческие чувства и переживания. Сторонники эмпиризма призывают всех полагаться на этот опыт человеческих практик.
Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что знания являются основным источником достоверных знаний. Основателем рационализма является Декарт — автор фразы «отбрось все сомнения». Он считал, что все должно основываться не на вере, а на достоверных выводах.
В современной философии есть понятие субъекта и объекта. Субъект начал называть все активным и индивидуальным, понимая его как основу бытия. Объект будет вызываться не только независимо от идентичности существующих объектов, но и всех пассивных, что противопоставляет субъекту активное начало.
Эпистемология и методология изучения природы становятся объектом особого внимания в Новую Эру. Перед эпистемологией стоит задача объяснить процесс познания и найти наилучшие способы постижения истины. В объяснении познавательного процесса возникла конфронтация между эмпириками и рационалистами. Первый опирался на чувственный опыт, а второй — на разум, несущий в себе неограниченные возможности познания мира. Но оба они были единодушны в том, что знание — это сила. Идеальное буржуазное общество — это человек как рациональное, активное существо, деятельность которого определяется мерой свободы. Социальное отношение общества к разуму, свободе и активности стало предметом пристального внимания со стороны философии.
Цель работы — исследования сущности рационализма и ее главных исследователей.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы рационализма
2. Охарактеризовать историческое развитие рационализма
3. Проанализировать рационализм Нового времени
Объект работы — рационализм.
Предмет работы — сущность, основы и методология рационализма.
Методологической основой работы является метод индукции и дедукции, обобщении, сравнения, анализа и синтеза.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Философия Нового времени обязана своими достижения­ми отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.
В философии этого периода выделяются три теоретически обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека.
Разрабатываемая концепция, вступавшая в прямую полемику с картезианством, получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма. Другая концепция – философия Р.Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и явившийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма.
Отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел Р. Декарт. Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего.
Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не явилились бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин.
Другой важной чертой декартовской методологии, также сближающей ее с бэконовской, является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека.
И Бэкон, и Декарт стремились доказать несостоятельность такого подхода. Оба они отказывались от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может.
Поэтому они стремились к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.
Однако путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом.
Философия Новой Эры обязана своими достижениями частично глубоко исследовать природу и, частично, постоянно растущую комбинацию математики и науки. Отвечая на потребности научных знаний и философии того периода, поставьте в центр понимания метод обучения, основанный на том факте, что знаний бесконечно много, и то, как их достичь, необходимо в равной степени применять к любой науке, включая философию. Идеи такого универсального метода были разделены философами Новой Эры в нескольких различных направлениях.
Философия была также представлена определенным синтезом древней мысли, которая пробудила интерес к эпохе Возрождения, с христианской философией. Познавательная деятельность и практическая направленность западной души были объединены в этом синтезе, создавая оригинальный набор особенностей. В XIX веке этот синтез продолжал развиваться.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы рационализма
Рационализм в западной философии — взгляд, который считает разум главным источником и проверкой знаний. Считая, что сама реальность имеет логическую структуру, рационалист утверждает, что существует класс истин, который интеллект может постичь непосредственно. Согласно рационалистам, существуют определенные рациональные принципы, особенно в логике и математике, и даже в этике и метафизике, которые настолько фундаментальны, что отрицать их — значит впасть в противоречие. Поэтому уверенность рационалистов в разуме и доказательствах сводит на нет их уважение к другим способам познания.
Рационализм долгое время был конкурентом эмпиризма, доктрины, из которой все знания приходят и должны проверяться чувственным опытом.
В отличие от этой доктрины, рационализм считает разумным звено, способное овладеть истинами, недоступными чувственному восприятию, как в уверенности, так и в общности. Подчеркивая существование «естественного света», рационализм также является конкурентом систем, претендующих на эзотерическое знание, будь то из мистического опыта, откровения или интуиции, и выступает против различных иррационализмов, которые имеют тенденцию подчеркивать биологический, эмоциональный или волевой, бессознательный или экзистенциальный за счет рационального.
Рационализм имеет несколько разные значения в разных областях, в зависимости от того, против какой теории он выступает.
Например, в психологии восприятия рационализм в некотором смысле противоречит генетической психологии швейцарского ученого Жана Пиаже (1896–1980), который, исследуя развитие мышления и поведения у младенца, утверждал, что категории ум развивается только благодаря опыту младенца в общении с миром.
Точно так же рационализм противостоит трансакционизму, точке зрения в психологии, согласно которой человеческие навыки восприятия являются достижениями, осуществляемыми посредством действий, выполняемых в ответ на активное окружение. С этой точки зрения, экспериментальное утверждение сделано, что восприятие обусловлено вероятностными суждениями, сформированными на основе более ранних действий, выполненных в подобных ситуациях.
В качестве исправления к этим широким заявлениям рационалист защищает нативизм.
В сравнительном исследовании языков подобный нативизм был развит в 1950-х годах новаторским синтаксиком Ноамом Хомским, который, признавая долг Рене Декарта (1596–1650), явно принял рационалистическую доктрину «врожденных идей» [2: 49].
Хотя тысячи языков, на которых говорят в мире, сильно различаются по звукам и символам, они достаточно похожи друг на друга по синтаксису, чтобы предположить, что в самом человеческом уме есть «схема универсальной грамматики», определяемая «врожденными предустановками». Эти предварительные установки, основанные на мозге, устанавливают образец для всего опыта, устанавливают правила формирования значимых предложений и объясняют, почему языки легко переводятся друг в друга.
Следует добавить, что рационалисты придерживаются мнения о врожденных идеях не о том, что некоторые идеи являются полноценными при рождении, а лишь о том, что понимание определенных связей и самоочевидных принципов, когда они возникают, обусловлено скорее врожденными способностями проникновения в суть, чем учиться на собственном опыте.
Общим для всех форм спекулятивного рационализма является вера в то, что мир — это рационально упорядоченное целое, части которого связаны логической необходимостью, и структура которого поэтому понятна.
Таким образом, в метафизике это противоречит представлению о том, что реальность является несвязной совокупностью несвязных битов и, следовательно, непрозрачна для разума.
В частности, он выступает против логических атомизмов таких мыслителей, как Дэвид Юм (1711–76) и ранний Людвиг Витгенштейн (1889–1951), которые считали, что факты настолько разобщены, что любой факт вполне может отличаться от того, что он это не влечет за собой изменения в любом другом факте. Рационалисты, однако, расходятся во мнениях относительно близости и полноты, с которой факты связаны друг с другом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы