Контрольная работа на тему Рабское состояние. Peculum
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Истоки рабства и его развитие 5
1. Состояния в римском праве 5
2. Способы обращения в рабство 8
3. Древний Рим – исконно рабовладельческое государство 9
4. Изменения имущественных отношений рабов в римском праве 10
5. Рабство времен Римской империи 12
6. Обретение свободы рабами по римскому праву 13
7. Существование гуманистической направленности правосознания в «рабовладельческом» Риме 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Введение:
В Древнем Риме со времен его основания и до распада Римской империи неизменными были такие положения, как «человек умирает в рабе» и «раб является вещью (res)». Известный римский юрист Варрон (I в. до н.э.) классифицируя орудия производства, выделял:
1) никакие (например, тележка);
2) те, что произносят нечленораздельные звуки (животные);
3) орудия труда, что говорят (рабы).
Единственное отличие раба от вола или мула – в том, что он «орудие говорящее(instrumentum vocale)» . Поэтому, многочисленный класс людей – рабы (servi), который существовал в Риме, были не субъектами, а объектами права.
В римском праве определялось, что свобода является естественной возможностью делать то, что кому угодно, если тому не препятствует какая-нибудь сила или какое-либо право, а рабство – это установление общенародного права, по которому подпадают владычеству чужого лица вопреки естественным законам права (Д. 1.5.4.1). И это при том, что над каждым из полноправных граждан Рима, включая патрициев, тяготела как Дамоклов меч, угроза рабства, которое было неизбежно при пленении, неспособности выплатить долги или осужденные на каторжные работы.
Раб в Древнем Риме считался вещью (servus res est). Это положение было отражено в римском праве. «Высшее правовое разделение субъектов заключается в том, что все люди свободные или рабы» , – утверждал Гай (Д. 1.53). Ульпиан уточнял: «С точки зрения гражданского права рабы считаются никем» (Д. 50.17.32)
Объектом исследования является анализ состояния рабства в Древнем Риме на разных этапах его развития.
Предмет исследования – проблемы правоспособности и дееспособности рабов в рабовладельческом государстве.
Необходимо отметить, что проблемы рабства, роль рабов в жизни античного общества всегда вызывала интерес, как у зарубежных, так и у отечественных ученых. Данной теме посвящено много монографий, статей и исследовательских работ, как зарубежных, та и отечественных авторов. Среди авторов работ по указанной теме можно выделить А. Валлона, М.Финли, Р.Дункана-Джонса, К. Грина, Е.Н. Штаермана, Я.Ю. Заборовского, А.В. Коптева, В.П. Кузищева и многих других.
Ученые-философы и историки права развивают порой совершенно разные точки зрения на исследуемый предмет, но они все согласны с утверждением, что развитие рабовладельческого хозяйства в Древнем Риме обусловило дальнейшее развитие торговли и денег во многих станах Западной Европы. Поэтому тема работы актуальна в плане понимания исторического развития мира в целом.
Целью работы является рассмотрение особенностей классического рабства в Древнем Риме и положение рабов в древнеримском праве, в частности.
Для всестороннего рассмотрения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
– описать особенности формирования рабства в Древнем Риме;
– рассмотреть социальную стратификацию рабов;
– проанализировать различные методы принуждения в Древнеримском государстве;
– обобщить правовой статус рабов в Римском государстве.
В данной работе используется сравнительно-исторический метод, а также частично диахронический и синхронический.
Работа состоит из введения, семи пунктов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Древнеримское государство со времен возникновения и до упадка было рабовладельческим: рабовладельческий строй, рабовладельческий способ производства, в основе производственных отношений – собственность на средства производства и рабов, основные классы – рабы и рабовладельцы. Сначала рабство было патриархальным – положение рабов не слишком отличалось от свободных. С развитием производительных сил сословная дифференциация углубляется, становится более жестокой эксплуатация рабов. Раб считался вещью (servus res est).
В связи с тем, что раб в Древнем Риме, как в древнейший, так и в классический период был объектом права, то он не имел ни публичных прав, ни правоспособности в частноправовой сфере. Рабы не могли служить в римских легионах, не платить повинностей, поскольку не были собственниками имущества, носителями каких-либо прав, не могли иметь семью. Связь раба с рабыней, как и с любой женщиной, не признавалась браком и не порождала никаких правовых последствий. Дети, рожденные рабыней, получали статус матери.
Раб как вещь мог стать объектом какого-либо права (права собственности, залога, личных сервитутов и т.д.), предметом любого сделки (купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма). Если над рабом было осуществлено насилие, ему было причинено увечье или иное повреждение, то иск предъявлялся не рабом, а его хозяином как за поврежденную вещь. Отказ хозяина от своих прав на раба не приводила к его отпущению на свободу, а означал только смену хозяина, поскольку раба, как и любую иную вещь, выброшенную на улицу, мог подобрать любой. Такое положение, когда раб был ничьим, в Риме было невозможно.
Раб, априори, не имел никакого имущества, но все же иногда он имел ум, сильную волю, ловкость, интеллектуальные способности. Именно эти его качества со временем начинают эксплуатировать рабовладельцы, кроме того, что они используют его физическую силу. При этом хозяева выделяют определенную часть своего имущества и предоставляют его в управление рабу. Такое имущество называлось пекулий (peculium). Изначально раб, наделенный peculium, получил возможность заключать сделки, создавая права для хозяина, без возложения на последнего каких-либо обязанностей. Такое положение вещей не способствовало устойчивости развития хозяйственного оборота, поскольку с рабом никто не хотел заключать договор, по которому предполагалась ответственность за неисполнение или ненадлежащее его исполнение. Поэтому позже раб, наделенный peculium, получает возможность заключать любой договор, вытекающий из необходимости рационального ведения вверенного ему хозяйства, а на хозяина возлагаются обязанности, вытекающие из договоров.
При этом, юридическая деятельность раба, обусловлена peculium, строго регламентировалась. Все приобретенное рабом при управлении peculium считалось собственностью его хозяина.
Среди основных способов установления рабства был плен, захват иностранца в войне с государством, к которому он принадлежал. Но также допускалось пленение чужака, с государством которого Рим не находился в состоянии войны, но в то же время у Рима не было договорных отношений с этим государством. Поэтому иностранец, как уже сказано, был, в принципе, вне права и правовой охраны и создать для него какой бы то ни было, правовой режим мог только договор с его государством.
Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери-рабыни. Брак с рабыней свободного человека не допускался, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом сначала ребенок признавался рабом, если мать была рабыней в момент родов. Однако в период империи, в силу правила inafns conceptus pro nato habetur (зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого), ребенок признавалась свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности . (Д.1.5.7),
Человек, рожденный свободным, мог при известных условиях быть обращен в раба.
Преторским эдиктом было установлено, что свободный человек, который продаст себя в рабство для того, чтобы затем разделить покупную цену с лицом, которое подаст иск о признании этого человека свободным (pretii participandi gratia),останется рабом.
В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римского гражданина в рабство, но не иначе как за границу (trans Tiberim), потому что на территории своего государства римский гражданин, по взглядам юристов глубокой древности, не мог стать рабом: поскольку рабы из числа бывших граждан представляли бы слишком большую опасность для государства.
Все эти основания установления рабства к периоду империи уже отошли на задний план. Вместо них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям (servi роепае). Так, обращались в рабство лица, осужденные к смертной казни (in ferrum, ad bestias) или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках (in metallum). Согласно императорскому эдикту 52 г. н. э. свободная женщина, которая вступила в связь с рабом и не прервала ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней .
Прекращение рабства осуществлялось путем манумиссии (manumissio). Римскому праву были известны следующие виды манумиссии: путем включения в завещание распоряжения об освобождении раба (лат. manumissio testamento – манумиссия по завещанию); путем включения раба по приказу хозяина в списки ценза (лат. manumissio censu – манумиссия по цензу); путем фиктивного судебного процесса о свободе (лат. manumissio vindicta – древнейший вид освобождения от рабства).
В некоторых случаях освобожденный раб мог вернуться в первоначальное состояние рабства, например, если он проявил грубую неблагодарность по отношению к своему хозяину.
По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в великую державу, разница в правоспособности отдельных групп свободного населения постепенно сглаживалась, но пропасть между свободными и рабами существовала всегда.
Фрагмент текста работы:
1. Истоки рабства и его развитие
В экономике кочевников и собирателей рабы были не нужны, но как только древнейшие общества переходили к оседлой жизни, у них появлялся феномен рабского труда. Этому способствовали вооруженные конфликты за владение определенной территорией, которую они считали своей. В результате военных стычек появлялись пленные враги, которых обращали в рабство, заставляя выполнять чёрную работу, пока сам господин занят войной, разделением добычи или отдыхом от этих трудов. Можно сказать, что рабство на этом этапе развития человечества являлось в некоторой степени прогрессивным явлением, поскольку если бы пленных не обращали в рабов, их бы просто убивали. Для тоталитарных древнейших обществ рабский труд стал мощным двигателем прогресса. Экономика рабовладения представляла собой единый и взаимозависящий комплекс господ и рабов. Это единение на определенном историческом этапе являлось полезным для развития социума, хотя и прививало ему глубоко порочную рабовладельческую этику: рабов лишали имени и личности, превращали в вещь, «живой скот». Рабовладельцы же с самого детства приобретали привычку повелевать подобными себе, ни в чем себя не сдерживая и не ограничивая.
Древний Рим был крупнейшей империей рабовладельцев. После того как его владения расширились в Европе и после его падения, рабство начало видоизменяться, превращаясь в систему правовых отношений землевладельцев и крестьян, которые несли перед ними трудовые и материальные повинности, постепенно превращаясь в крепостное право.