Контрольная работа на тему Работа по монографии Нерсесянца В. С. «Право-математика свободы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Основное содержание работы В. С. Нерсесянца «Право – математика свободы» 2
Новизна подходов автора к предмету исследования 7
Основные концепции автора 10
Достоинства и недостатки концепции 11
Список использованной литературы 14
Фрагмент текста работы:
Основное содержание работы В. С. Нерсесянца «Право – математика свободы»
1. Право – это особая форма отношений между людьми. В своей основе они имеют два принципа:
— все люди при этом рассматриваются как равные субъекты права;
— отношения между людьми регулируются посредством равной меры.
Формальность права, выраженная в равенстве, всеобщности, независимости и свободе людей, определяет степень дозволенности в отношениях в обществе. «Люди свободны в меру их равенства, и равны в меру их свободы» . Существование свободы без равенства и равенства без свободы – это всегда произвол. Всемирная история представляет собой движение к большей свободе большего числа людей, и все большее количество людей с течением времени признаются равными субъектами права.
Идеи равенства и справедливости появились просматривается уже в принципе талиона (соответствие наказания содеянному) и в образе «весов правосудия». Здесь равенство отражает равенство между преступлением и наказанием.
Позже появился жребий -равенство всех перед судьбой, который в результате длительной эволюции трансформируется в институт выборов – новую форму равенства. Попытки развить представление о равенстве были многочисленны в древнем мире – идеи социальной математики пифагорейцев, политическое право в государстве Аристотеля, естественное равенство людей (Антифонт, Ликофрон), развитие понятия «субъект права» в римской юриспруденции и т.д.
Право, как всеобщая и необходимая форма свободы определяется как постепенное освобождение от разных форм зависимости, то есть реализуется через освобождение от всех форм угнетения. С точки зрения В. С. Нерсесянца есть две формы свободы:
— свобода от чего-то (негативная) (принудительного труда, угнетения и т.д.);
— свобода для чего-то (позитивная) (выражается в конкретных возможностях субъекта).
Правовое равенство делает свободу возможной в виде определенного правопорядка в обществе.
Однако нередко свобода противопоставляется праву, справедливости и равенству. Это объясняется определенной точкой зрения на определения права как веления власти, законодательство, которые могут носить антиправовой, насильственный характер . Эти идеи развивали философы, начиная с Древнего мира (Калликл, Критий), в XIX в. Ф. Ницше развивал идею аристократических представлений о свободе как праве «лучших» на привилегии и произвол, праве сильных господствовать над слабыми и т.д.
Марксистское отрицание правового равенства и права идет «снизу» (в целях достижения общего коммунистического равенства).
Свобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы индивидов. Право говорит и действует языком такого равенства. В этом смысле право и есть – математика свободы. Свободные индивиды являются носителями, сутью и смыслом права. Там, где отрицается свободная личность, правовое значение физического лица, там нет и права, и правового принципа формального равенства.
2. Эти положения относятся как к сферам экономики и производства, так и к отношениям собственности в целом. Возможность наличия права, свободы, равенства в сфере экономической жизни связана с правоспособностью индивида в отношениях собственности, т. е. индивид должен быть субъектом права собственности на средства производства.
В целом, эволюция свободы и права показывает, что существование свободной и независимой личности напрямую связано с признанием человека субъектом отношений собственности. Там, где нет собственности невозможно существование свободы и права.
Таким образом, все вышеперечисленное должно способствовать пониманию основных причин несовместимости социализма с правом, собственностью и свободой, и возможности постсоциалистического движения к эти ценностям на примере выдвигаемой автором концепции цивилизма и цивилитарного права.
3. Соотношения понятий «право» и «закон». В. С. Нерсесянц придерживается четкой позиции разграничения этих понятий. Право нельзя смешивать с нормативными актами, декретами, прецедентами, официально санкционированными обычаями, т.е. с позитивным, официально установленным правом . В основе всякого теоретического подхода к правовым явлениям лежит определенная концепция правопонимания. Все концепции правопонимания можно классифицировать по двум типам:
— развивающие идею приоритета права над законом (юридические) –естественное право;
— признающие в качестве права только закон (легистские) – позитивное право;
Эти типы противоположны. Правопонимание по Нерсесянцу, его либертарная теория относится к первому (юридическому) типу концепций правопонимания. Однако, она представляет новое самостоятельное направление, не относящееся ни к позитивизму, ни к естественному праву. В данной теории рассматривается закон с точки зрения определения «правовой» и «неправовой». К правовому закону относится только тот, который основан на идеях справедливости, равенства и свободы. Все остальные законы, с позиций либертарного подхода, являются неправовыми. В правовом законе должны соединиться два важнейших момента: официально властный и содержательно-правовой. Таким образом, Нерсесянц В. С. пытается соединить позитивный подход и подход юридический (ценность справедливости, равенства).
4. По мнению В. С. Нерсесянца, социализм является переходным строем между капитализмом и цивилизмом. Только находясь на этапе социализма можно уяснить, где находится данное общество в данный момент, каков вектор его движения и куда оно придет в конечном итоге.