Контрольная работа на тему Психосоматические аспекты исследования стресса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Стресс как психологическая
проблема: теории стресса, виды стресса. 5
2. Психосоматические аспекты
исследования стресса. 14
Список
литературы.. 21
Введение:
Актуальность темы исследования:
Очевидно, что человек обладает целым комплексом психологических черт, каждую из
которых можно соотнести с гендерной особенностью. Некоторые черты являются
"асексуальными", универсальными, а некоторые черты традиционно
ассоциируются с типичной мужской или типичной женской психологией. Некоторые
типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и
физиологические основания, предпосылки. Стрессоустойчивость — это важный аспект
для каждого. Как правило, высоких результатов в работе достигают те люди,
которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным обстановкам.
Социальная
и экономическая «плата» стресса очень велика. Поэтому в последние годы мы наблюдаем увеличение заинтересованности к
вопросам, связанным со стрессом и особенностями формирования
стрессоустойчивости человека, а также зависимости стрессоустойчивости от его
пола.
Принимая
во внимание различия, биологический детерминизм, социально-биологические
факторы и культурные влияния, необходимо выяснить, какое влияние оказывают
гендерные различия на специфику стрессоустойчивости. Совокупность указанных
обстоятельств, определили выбор и актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы
исследования:
Первая
и самая большая разработка проблемы изучения стресса как такового описана в
работе Ганса Селье "Стресс без дистресса" в 1936 году, он обратил
внимание на то, что организм реагирует на любые требования окружающей среды
напряжением. Теория стресса Селье стала большим вкладом в развитие
современного общества, как мы ее теперь знаем. Концепция Селье оказала
значительное влияние на многие научные области. Стресс как реакция
рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях
человеческой науки.
В
согласовании с комплексным подходом, стресс в последние дни исследуется с разных
позиций: физиологической, психологической и поведенческой. Одна из первых таких попыток была предпринята Р.
Лазарусом. Согласно автору, стресс, учитывая физиологическую сторону процесса предполагает
конкретную реакцию организма, которые
сопровождаются узнаваемыми физиологическими изменениями на действие других
внешних и внутренних стимулов физико-химической природы.
А вот уже
отличительной чертой психологического стресса можно назвать то, что он
вызывается психическими раздражителями, которые можно оценивать как опасные.
Именно Р. Лазарус, разрабатывая теорию о стрессе (1956, 1970), предложил
концепцию, которая различает физиологический стресс и психический
(эмоциональный) стресс.
Ученые
первого направления изучают стресс как результат ситуации окружающего мира, как
определяет Л. М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Учитывая
вышесказанное, могу сделать вывод о том, что стресс воспринимается как реакция
на различные воздействия, или как сами эти воздействия. «Роль болшого спектра статистических
исследований сложно переоценить, это например такие из них: причины и уровни
стресса у разных категорий людей,
О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В.
Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд».
Занимаясь изучением теории в представленной
работе мною было определенно понятие
гендера и исследована концепция Сандры Липсиц Бем, основные характеристики
феминности и мускулинности. В ходе обобщения материалов, рассмотрены
поло-ролевые исследования и биологические предпосылки различий в возникновении
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Стресс как
психологическая проблема: теории стресса, виды стресса В переводе с английского стресс
означает давление, усилие, а также внешние воздействия, которые создают это
состояние. «…Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом,
положительные эмоции – эустрессом[1]…».
Ганс Селье изучал особенности независимости приспособления организма человека
от степени воздействий или экстремальности. Влияющих факторов (стрессоров)
можно найти много, но, несмотря на их
особенности, они вызывают однообразные изменения в организме, вызывающие
адаптацию.
Энциклопедический словарь
представляет стресс как «…состояние напряжения, возникающее у человека или
животного под влиянием сильных воздействий, а адаптационный синдром (общий
адаптационный синдром) — как совокупность защитных реакций человека или
животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе…»[2].
Виды
стресса можно характеризовать большим количеством механизмов, но всегда они
отражаются на физическом и психологическом самочувствии человека. По происхождению
стресс можно классифицировать следующим образом:
1. Физиологический.
Характеризуется негативным влиянием на организм внешних факторов. К ним
относятся жара или холод, голод и жажда, действие химических веществ,
воздействие вирусов и бактерий, физическое перенапряжение, травма, операция и
др.
2. Эмоциональный и психологический. Часто
возникают вследствие неблагоприятных взаимоотношений с социумом. Развиваются
под влиянием положительных или отрицательных факторов. Например, из-за
повышения/понижения зарплаты или болезни близкого человека.
3. Нервный.
Возникает при чрезмерном перенапряжении. Развитие такой формы зависит от
особенностей нервной системы человека, способности справляться с меняющимися
обстоятельствами.
4. Хронический.
Эта форма является опасной. Человек теряет способность контролировать
эмоциональное состояние, находясь в напряжении постоянно даже при отсутствии
негативных факторов. Развивается депрессия, нервный срыв.
«…Словесные раздражители можно смело назвать ниверсальными
психологическими стрессорами, которые вызывают эмоциональный стресс у человека.
Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно
действующие стрессоры)[3]…». Как отмечает Ю.А. Александровский[4], «…термин "эмоциональный стресс" обычно используется в
расширительном плане и включает целый комплекс состояний: от находящихся в
пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящихся
на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как
следствие длительного или повторного эмоционального напряжения…». Обозначение
отдельных категории "эмоциональный стресс" и ее противопоставление
понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по мнению [1]
Селье Г. Стресс
без дистресса / Ганс Селье – М.: "Прогресс", 1979. – С.123. [2] Энциклопедический словарь. URL:
http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html [3] Исаев
Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у
детей /Д.Н. Исаев, — СПб.: "Речь", 2005. –С.400 [4] Александровский
Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, — М.:
"Медицина", 1993. – С. 40