Контрольная работа на тему Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Терминология и проблемы психолого-педагогического взаимодействия 4
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ 6
Глава 3. Уровни взаимодействия и формы их реализации 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение:
Сегодняшнее общество растет и развивается в эпоху глобализации, поэтому взаимодействие становится неотъемлемой частью нашей жизни. Таким образом, все в мире взаимосвязано, каждый из объектов находится во взаимном влиянии на другой.
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и большим информационным потоком. Одним из важных условий успешности образовательного процесса является взаимодействие всех участников этого процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при правильном сочетании полноценной семьи и грамотных педагогов детского сада.
В последнее время этот вопрос очень актуален, поэтому затрагивает многие умы психологов и педагогов. Основная цель такого взаимодействия — это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к школе.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Коменкский Я.А. в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, Песталоцци И.Г. – руководство для матерей. К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
Писарев Д.И. утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня.
Сухомлинский В.А. подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и сегодня идет активная работа над усовершенствованием методов взаимодействия для эффективного и успешного сотрудничества в образовательном процессе.
Цель данного исследования – изучение психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить терминологию и проблемы взаимодействия в условиях ДОУ;
2. изучить модели психолого-педагогическое взаимодействие;
3. рассмотреть уровни взаимодействия и формы их реализации.
Для достижения поставленной цели и задач была использована современная отечественная и зарубежная литература, был проведен анализ источников и опыт известных педагогов-психологов.
Заключение:
Развитие системы дошкольного образования и воспитания является приоритетным направление государственной политики нашей страны. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети являются будущим интеллектуальным потенциалом нашей страны.
Современная образовательная политика с интеграцией в мировое сообщество предъявляет высокие требования к эффективности психолого-педагогических подходов, в первую очередь, в системе дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребенка.
Главная задача детского сада – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие. Но один педагог не может участвовать в образовательном процессе, ему необходима помощь семьи. Это одно из основных актуальных направлений психологической компетентности работы детского сада. Гармоничное взаимодействие воспитателя с родителями создают условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях. Вовлекая родителей в образовательный процесс посредством анкетирования, консультаций, родительских собраний, бесед, выставок, тематических встреч, дискуссий и др., способствует повышению сотрудничества семьи и педагогов. Такие совместные встречи сближают родителей, детей и воспитателей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Современное семейное воспитание не рассматривается отдельно от дошкольного, а напротив, его эффективность гораздо возрастает, когда оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у родителей складываются отношения сотрудничества и взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего, — дети.
В таких многогранных и наполненных взаимоотношениях ребенка с родителями и педагогами, происходит правильное формирование личности и закладывание основ, которые станут опорой во взрослой жизни. Для дальнейшего развития и самопознания это является необходимым началом.
В работе педагога необходимо найти эффективные способы взаимодействия с семьей, и все они ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения, ведь без согласия нет полноценного личностного становления дошкольников. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мирю только в гармоничном взаимодействии можно компенсировать и смягчить друг друга.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Важно не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у всех одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Терминология и проблемы психолого-педагогического взаимодействия
Говоря о терминологии изучаемой нами темы, необходимо уделить внимание самому понятию «взаимодействие». Согласно толковому словарю Ожегова С.А., взаимодействие – это взаимная связь явлений, взаимная поддержка . Большинством исследователей это понятие относится к философским терминам, которые отражают воздействие объектов друг на друга, их взаимное изменение.
Говоря о взаимодействии в рамках учебного процесса, мы имеем ввиду активное воздействие всех участников друг на друга с целью достижения успеха в образовании. В рамках новых стандартов образовательной деятельности активно пропагандируются идеи диалога и привлечения семьи к участию в образовательном процессе.
По основной задумке, именно такие гармоничные отношения семьи и детского сада, а также принятие коллективных решений относительно способов и методов образования, должны привести к формированию личности ребенка, чувству защищенности и открытости миру.
В результате процесса родители призваны нести ответственность и активно участвовать в диалоге с педагогами, а образовательные учреждения в свою очередь должны оказывать всяческую поддержку семьям, консультировать их. Что в последствии должно привести к формированию благоприятных условий для становления личности ребенка.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В данном законе, основная роль в воспитании молодежи отводится родителям, они являются самыми первыми и основными педагогами, на их плечи ложиться обязанность по формированию основ физического, нравственного, личностного, интеллектуального развития ребенка. При этом сохранение и укрепление этих уровней воспитания уже является уровнем компетенции детского образовательного учреждения. Поэтому для достижения результативности огромную роль играет работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия педагогов с родителями является актуальной. Порой возникающие сложности, чаще всего связаны с недоверием или завышенным ожиданием к друг другу. Данные противоречия и недопонимания в результате сказываются на ребенке. Возможно, данные сложности обусловлены несовпадением формы взаимодействия, поэтому данный вопрос нуждается в детальном изучении.
В современном мире педагогам все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: родители не спешат придавать браку официальные рамки, такие «гражданские» союзы быстро распадаются и в итоге дети остаются в неполной семье.
Образовательный уровень родителей оставляет желать лучшего (более четверти родителей имеют среднее или неоконченное среднее образование). В следствии этого они просто не владеют необходимыми знаниями о возрастных особенностях развития детей, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В следствии чего, воспитание происходит вслепую.
Большинство педагогов сталкиваются с проблемой отсутствия заинтересованности родителей в воспитании собственного ребенка, поэтому их стремление к сотрудничеству в процессе воспитания детей воспринимается без особого энтузиазма, такие отношения носят односторонний характер.
Родители также осознают существующую проблему и честно признаются в недостатке времени на полноценное воспитание своего чада. Однако по наблюдению педагогов проблема кроется не в количественной составляющей проводимого вместе времени, а в качественной составляющей, и в отсутствии необходимого содержания этого родительского общения.