Контрольная работа на тему психолого — педагогические методы профилактики вторичных нарушений развития при речевом недоразвитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Характеристика онтогенеза психического развития
личности. 4
2. Методы вторичной профилактики. 6
3.Анализ психолого
– педагогических методов профилактики
вторичных нарушений развития при речевом недоразвитии. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
Введение:
В последнее десятилетие
важной проблемой психологии и психотерапии стала разработка теоретических основ
специализированных подходов к оказанию психологической помощи детям с
различными отклонениями в развитии, в том числе и речевыми, и их эмпирическая
проверка.
Несмотря на очевидный
прогресс, психологическая диагностика и коррекция вторичных отклонений в
психическом развитии у детей имеющих речевые отклонения относятся к числу
недостаточно изученных и научно обработанных вопросам психологии.
Объектом исследования
вторичные отклонения в психическом развитии расстройство у детей с нарушением
речи.
Предметом исследования
являются психолого — педагогические
методы профилактики вторичных нарушений развития при речевом недоразвитии.
Цель исследования:
исследовать психолого — педагогические методы профилактики вторичных нарушений
развития при речевом недоразвитии.
Задача:
1. Осуществить анализ
научной литературы по теме исследования.
2. Проанализировать
особенности проявления вторичных
отклонений в психическом развитии детей с нарушением речи.
3. Рассмотреть общие
характеристики психического развития детей с нарушением речи.
4. Подобрать методики для
профилактико-коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Заключение:
В процессе воспитания детей, имеющих
речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать
свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение,
соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между
педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных
реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное
положение актуально для заикающихся школьников.
В тех случаях, когда у детей
наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных
с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого
общения, и т. д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический
акцент в своей работе. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут
зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального психологического
реагирования.
Необходимо хорошо знать и учитывать
конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации.
Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает
особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания
и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактике осложнений. Четкое
знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы
позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, установить
необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе
общеобразовательной школы.
Логопедическая профилактика может
быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического,
психического, речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Это позволит
логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды
сенситивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное
или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение
является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности
развития психофизиологических характеристик, психики и речи, позволяет
логопеду добиваться значительных успехов.
В связи с все
более расширяющимися интеграционными процессами в образовании, подкрепленными
соответствующими законодательными актами возрастает необходимость специальной
подготовки общества, включая сверстников детей с недостатками и их родителей к
адекватному, понимающему и принимающему поведению по отношению к тем, кто имеет
как выраженные, так и легкие нарушения в психофизическом развитии. Это касается
и детей с нарушениями речи.
В отношении к
людям с различными отклонениями в развитии мировое сообщество прошло долгий
путь развития – от полного пренебрежения к набирающим все более широкий размах
интегративным процессам в обществе, к так называемому «инклюзивному» обучению,
при помощи которого дети с отклонениями обучаются вместе с нормально
развивающимися детьми.
Речь является
одним из важнейших инструментов общения. Учитывая данный факт, ясны сложности
адаптации детей с нарушением речи.У них могут возникать вторичные отклонения в
развитии. Именно на предотвращение и коррекцию таковых должна быть направлена
работа педагогов и родителей.
Если работа
будет проводиться правильно, ребенку будет намного проще адаптироваться в
социуме и шансы на коррекцию первичного отклонения тоже увеличиваются.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика
онтогенеза психического развития личности Развитие человеческой
личности изучалось известными психологами — Ж. Пьяже, Л.С. Выготским, С.Л.
Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконина,
Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Н.С. Лейтесом, Б.М. Тепловым,
А.В. Венгером, Ш.А. Амонашвили и многими другими [1, с.85].
По определению
отечественной психологии, развитие личности — это формирование личности как
социального качества индивида в процессе его социализации и воспитания. Такое
определение подчеркивает:
· развитие личности может осуществляться в социуме, ведь человек чувствует
себя через социум;
· социализация и воспитание предусматривают параллельно само социализацию и
самовоспитания, чтобы человеку было комфортнее в социуме, а социуму — лучше с
человеком [1, с.75].
Изучая личность С. Костюк
дал характеристику ее психического развития, разработав принцип развития в
психологии, являющийся центральным в понимании психического развития личности [5,
с.15].
По положению этого
принципа, развитие человеческой личности — это непрерывный процесс,
проявляющийся в количественных и качественных изменениях человеческого
существа. Количественные изменения, то есть увеличение одних и уменьшение
других ее признаков, обусловливающих возникновение качественно новых и
уничтожение старых психических свойств.
Количественные и
качественные изменения особенно заметны в утробном периоде развития человека,
когда его организм за короткое время превращается из зародышевой клетки в
человеческое существо. После рождения ребенка также происходят количественные и
качественные изменения в строении организма, функционирование его как целого и
отдельных его органов, характеризующие процесс его созревания [5; 15].