Контрольная работа на тему Психология развития и возрастная психология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие развития личности в мировой психологии 6
1.2. Сопоставительный анализ ключевых концепций личностного развития 9
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 13
2.1. Возрастные особенности развития мышления 13
2.2. Взгляды А. Н. Леонтьева в контексте развития психологии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Философское осмысление человека, проблем формирования гармонично развитой личности, демократического общества, различных биологических, социальных, духовных, психологических и других аспектов человеческого бытия сегодня приобретают огромное значение для каждого индивида и цивилизованного человечества в целом. Современные стиль мышления, способ мировосприятия и символическая деятельность субъекта характеризуются как коммуникативные, дискурсивные и симулятивные. В этой ситуации человек социализированный приобретает еще большую степень самостоятельности, ответственности, степени самосознания в измерении собственной экзистенции.
Возникает необходимость рассмотреть существующие на сегодняшний день антропологические концепции с учетом ограниченности естественнонаучного подхода к изучению человека и применяя гуманизирующий, культурно-диалогический подход к его изучению. Узнать бытие вещей, которые нас окружают, постичь их смысл возможно только через познание самого себя, и это, согласимся с Сократом, является сложным. Степень понимания нами мира соответствует степени нашего участия в его реальности, или той сумме общественных отношений, составляющих нашу личную жизнедеятельность. Философское познание человека является, по сути, его самопознанием.
Прослежено становление философского образа человека в разные исторические эпохи. Исследована биосоциальная природа человека и факторы, которые решающим образом повлияли на развитие человека, в том числе общение, коммуникация. Особое внимание уделено взаимосвязи человека и техники как существенному фактору исторического изменения человечества. Приведенная популярная сегодня техницистская (гуманистическая) оценка, которая рассматривает апологетику технического знания как инструмент власти, управления общественным трудом, потреблением, политикой, как средство замены традиционных ценностей рациональной мотивацией. Раскрыто содержание понятия гуманизм и особенности его значения.
Потребности современного экономического, политического, духовного развития общества требуют дальнейших, более глубоких, исследований актуальной проблематики учения о человеке. Поэтому интерес к человеку и человечеству становится особенно острым, побуждая к обоснованию социальных и культурных преобразований.
Особое место в исследовании личности человека является концепция личности А. Н. Леонтьева. Необходимость исследования ее ключевых положений инспирирует актуальность данного исследования.
Цель исследования – раскрыть закономерности представления о личности в концепции А. Н. Леонтьева.
Объект исследования – проблема личности как один из ключевых вопросов психологии.
Предмет исследования – специфика представлений о личности в концепции А. Н. Леонтьева.
Поставленная цель обусловила необходимость выполнения следующих заданий:
— рассмотреть проблему человека и личности как ключевой вопрос гуманитаристики;
— выделить основные подходы к рассмотрению личности в психологии;
— охарактеризовать условия, в которых формировалась теория личности А. Н. Леонтьева;
— изложить ключевые принципы, лежащие в основе теории личности А. Н. Леонтьева.
Методы исследования: изучение литературы по теме работы, сопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования его материалов в работах, посвященных данной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Личность — это конкретный человеческий индивид с присущими ему своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими качествами, у каждого проявляющимися по-разному. Личность возникла и развилась в течение общественно-исторического развития человечества, в процессе труда. Принадлежность личности к определенному обществу, включенность в определенную систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность – социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности является наличие у нее сознания, места, которое она занимает в обществе, ее общественная роль, деятельность в интересах общества. Личность — это форма существования психики человека, которая представляет собой целостность, способную к саморазвитию, самоопределению, сознательной предметной деятельности и саморегуляции и имеет свой уникальный и неповторимый внутренний мир.
Одним из самых ярких проявлений личности является ее индивидуальность – своеобразное, неповторимое сочетание таких психологических особенностей человека, как характер, темперамент, особенности протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, чувств, воли), особенности ее мотивационной сферы.
Цель генетической психологии человека – изучить условия, в которых процесс преобразования содержания и форм собственных психических явлений, состояний сознания и способов действий сможет достичь такого уровня совершенства психических механизмов деятельности, на котором возникает способность делать открытия или изобретения, создавать художественные образы. Иными словами, цель заключается в поисках закономерностей генезиса от исходного содержания недифференцированной чувствительности человека к механизмам творчества.
Генетические идеи, идеи зарождения, возникновения и последующего процесса функционирования, что приводит предмет или явление к определенному состоянию, находились в центре внимания еще античных философов, которые задумывались над вопросами возникновения, становления и развития всего существующего.
Алексей Николаевич Леонтьев развивал положение о том, что осуществляемое в психической сфере личности отражено в ее деятельности. Сначала он следовал линии, намеченной Выготским. Но впоследствии, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (построении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека
Сознание имеет свою собственную содержательную психологическую характеристику. Чтобы найти эту психологическую характеристику сознания, необходимо отделить метафизические явления, которые изолируют сознание от реальной жизни. Необходимо, наоборот, исследовать зависимость сознания личности от образа его жизни, от его бытия. То есть исследовать, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественно-исторических условиях, и каково строение деятельности в данных отношениях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие развития личности в мировой психологии
Философское осмысление человека, проблем формирования гармонично развитой личности, демократического общества, различных биологических, социальных, духовных, психологических и других аспектов человеческого бытия сегодня приобретают огромное значение для каждого индивида и цивилизованного человечества в целом. Современные стиль мышления, способ мировосприятия и символическая деятельность субъекта характеризуются как коммуникативные, дискурсивные и симулятивные. В этой ситуации человек социализированный приобретает еще большую степень самостоятельности, ответственности, степени самосознания в измерении собственной экзистенции.
Концепт — глобальная единица мыслительной деятельности, он является сгустком структурированного знания. Люди мыслят концептами.
Упорядоченная совокупность концептов в сознании образует сферу концептов сознания. Концептам в основном присущ универсализм, их выражение нельзя ограничить только языком, но именно язык является одним из самых мощных средств проявления концепта, в том числе и концептосферы в целом.
В современных исследованиях концепта упрочилось несколько подходов к его дефинированию:
1) понятие — это мысль / представление о предметах и явлениях, которая обобщает их общие и характерологические признаки, концепты — это прежде всего идеи, охватывающие и абстрактные, и конкретно-ассоциативные, и эмоционально-оценочные, и эмоционально-обобщающие признаки, поэтому «концепты не только мыслятся, они переживаются» [31, c. 52];
2) концепт — это точка пересечения между культурным миром и миром индивидуальных смыслов, это «сгусток культуры в сознании человека и то, каким путем человек входит в культуру» [31, c. 62], как он ее воспринимает и переживает, входит в нее, история понятия, его содержание;
3) концепт — это замена слова в индивидуальном видении и в соответствующем контексте [18], личное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения, собственно насыщение и интерпретация;
4) концепт — это реально существующее в сознании динамическое перцептивно-ментально-аффективное образование, которое существенно отличается от понятия и значения как элементов научного описания [10];
5) концепт — это наработанное на почве жизненного опыта абстрактное научное понятие [29];