Контрольная работа на тему Психология межличностного конфликта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I Межличностный конфликт: определение, функции, структура 5
II Участники конфликта и стратегии поведения 10
III Динамика и методы регулирования межличностного конфликта 11
IV Кейс 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение:
Актуальность. Любой человек в течение своей жизни не раз сталкивается с противоречиями, которые иногда приобретают характер конфликта. Поле действия конфликта широкое и многогранное. Оно содержит внутреннее психологическое жизни человека, его взаимоотношения с другими людьми, межгрупповые взаимодействия и отношения социальных групп, классов, государств. Исходя из этого, конфликты изучаются на разных уровнях: психологическом, социальном, социально-психологическом. К наиболее распространенным конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают почти все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или руководителями государств. Именно поэтому знание особенностей протекания таких конфликтов и способы управления ними является актуальным и важным элементом в профессиональной подготовке специалиста.
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных межличностным конфликтам. Исследованиями межличностных конфликтов занимались А.Я. Анцупов, Б.С. Алишев, В.М. Басова, Ф. Бородкин, Н. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов и др.
Стоит отметить, что, несмотря на большое количество работ, проблема конфликта остается открытой для дальнейших исследований. На сегодняшний день нет общепринятого определения конфликта. Хотя в структуре конфликта можно выделить элементы, которые встречаются практически у всех авторов, нет однозначного трактования их роли в межличностном конфликте. Отсутствует единое понимание динамики конфликта. Недостаточно выяснена роль эмоций, возникающих в конфликте и сопровождающих его. Неполно освещены вопросы динамики восприятия сторонами друг друга в ходе конфликта и факторов, влияющих на это восприятие. Кроме дефицита теоретических работ сейчас не хватает экспериментальных исследований межличностных конфликтов. Все это свидетельствует об очевидном противоречии между потребностями практики в эффективных способах и методах регулирования конфликтов и отсутствием в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей.
Целью контрольной работы является изучение межличностного конфликта.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• рассмотрение определения, функций и структуры межличностных конфликтов;
• анализ участников конфликта и стратегий поведения в конфликте;
• рассмотрение динамики и методов регулирования межличностного конфликта
Заключение:
Большинство конфликтов между субъектами можно отнести к разряду межличностных. По мнению ученых, межличностный конфликт можно рассматривать как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, который вызывается противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению определенных целей.
Исходя из описанных выше теоретических положений, а также результатов литературного обзора, можно сделать следующие выводы:
• во-первых, понимание истоков межличностных конфликтов требует учета специфики взаимодействия;
• во-вторых, описательное исследование данного вида конфликтов не дает возможности выявить их особенности по сравнению с другими видами конфликтов, а также другими проявлениями межличностных отношений;
• в-третьих, существующие классификации конфликтов, отражают вклад тех или иных социально-психологических механизмов возникновения ситуаций напряжения;
• в-четвертых, выявление особенностей участия субъектов взаимодействия в конфликтах способствует оптимизации путей их предупреждения и решения.
Фрагмент текста работы:
I Межличностный конфликт: определение, функции, структура
Межличностные конфликты возникают как между людьми, которые незнакомы друг с другом, так и между хорошо знакомыми людьми. Среди нас наверняка не окажется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не принимал участие в такого рода конфликтах. Межличностные конфликты могут проходить в разных сферах и областях: экономической, политической, производственной, бытовой, социальной.
Таким образом, межличностный конфликт — это столкновение людей в процессе их взаимоотношений.
А.С. Кармин трактует понятие межличностного конфликта как — частный случай взаимодействия людей в процессе их общения и совместной деятельности.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. Они могут происходить как между сотрудниками, так и между самими близкими людьми. В этих конфликтах каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать свою правоту, люди используют взаимные обвинения, нападки друг на друга, словесные оскорбления, унижения. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцирует их на экстремальные поступки, даже после решения конфликта, его участники еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностные конфликты имеют свои особенности, а именно:
1. В этих конфликтах противостояние между людьми проходит непосредственно здесь и сейчас на основе столкновения их личных мотивов.
2. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются проверкой характеров, темпераментов, способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
3. Межличностным конфликтам характерна высокая эмоциональность, они охватывают все стороны отношений между конфликтующими субъектами.
4. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех с кем они непосредственно связаны.
Как и любой другой вид конфликта, межличностный конфликт выполняет как конструктивные так и деструктивные функции. В частности, к конструктивным функциям относят:
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и он совершенствует сам процесс взаимодействия);
• познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
• функцию перестройки (конфликт снимает факторы, которые провоцируют этот конфликт, способствует развитию взаимопонимания между участниками).