Контрольная работа на тему Психология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ 4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ 7
3. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение:
Одной из самых разработанных областей психологии является психология мышления. Определяется данный процесс как обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности, которое теснейшим образом связано с особенностями чувственного познания мира в практической деятельности человека.
Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.
На протяжении многих столетий ученые пытались всесторонне изучить мышление в психологии. Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов, З.И. Калмыкова и др.
Цель работы – изучить мышление как психический процесс.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1. Рассмотреть природу, основные виды и формы мышления.
2. Описать теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
3. Охарактеризовать особенности творческого мышления и его развитие
Заключение:
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
В психологической науке различают следующие три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Суждения можно разделить на общие и частные, единичные. Умозаключения могут быть дедуктивными, индуктивными, по аналогии, предположительными.
Основные виды мышления – теоретическое и практическое. Теоретическое разделяют на понятийное и образное, а практическое – наглядно-образное и наглядно-действенное. Также выделяют словесно-логическое и абстрактно-логическое (отвлеченное), теоретическое и практическое, дискурсивное (аналитическое) и интуитивное, продуктивное и репродуктивное, индивидуальное и коллективное.
Творческое мышление – процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям. Существует множество методик и способов развития творческого мышления.
Фрагмент текста работы:
. ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышлением называется опосредованный процесс психических функций, обобщающий отражение закономерностей в реальности, существующий для преодоления проблем [3]. Благодаря мышлению возможными являются устойчивые взаимосвязи и отношения между различными вещами. С помощью мышления происходит обобщенное познание действительности.
Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идёт ко всё более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идёт от единичного к общему и от общего к единичному [3].
В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на [6, с.189]:
— Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений (понятийное и образное).
— Практическое мышление – преобразование реальности (наглядно-образное и наглядно действенное).
Виды мышления по содержанию:
— Наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
— Наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
— Абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта [6, с.190].
По степени развернутости и осознанности:
— Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики.
— Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался [5, с.86].
По новизне и оригинальности выделяют:
— Репродуктивное мышление – индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы.
— Продуктивное мышление – идет воссоздание новой информации, предметов, явлений [5, с.87].
По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.
Как правило, выделяется три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Рассмотрим подробнее их.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений [10]. Абсолютно каждый предмет или явление имеет разнообразие признаков. Все они делятся на две категории:
— существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
— несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).
Понятие бывает: простым, сложным (дизъюнктивным; конъюнктивным; соотносительным), единичным, специфическим, всеобщим, конкретным абстрактным [4, с.273].
Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Поэтому человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения [7, с.323].
Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой содержится утверждение или отрицание положения, которое может быть присуще как предметам, так и явлениям окружающей действительности.
Суждение бывает [7, с.324]:
— Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
— Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
— Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.
Умозаключение – форма мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.
Виды умозаключений [6, с.192]:
— индукция – это определенный прием рассуждения, который начинается от частных суждений и приходит к более общим; здесь также происходит установление различных правил на основе изучения предметов или явлений окружающей действительности;
— дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил;
— аналогия – форма мышления, когда заключение идет путем переноса свойств одного предмета на другой предмет при сходстве их в существенных признаках;
— предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.