Контрольная работа на тему Психологическое сопровождение творчески одаренных обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Феномен творчески одаренного ребенка: воспитание и обучение 5
2. Направления работы с одаренными детьми 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Введение:
Актуальность темы. Одаренность как научная психологическая проблема привлекает к себе внимание практически в последние десятиле-тия нашего времени. Если раньше психология вообще не затрагивала про-блему одаренности, считая, что не пришло время и что-либо определить трудно, но всем стало очевидно, что прогресс науки, культуры, техники, бизнеса, вообще всех отраслей человеческой жизни определяется деятель-ностью людей, которые по — своему воспринимают мир, ставят перед собой другие задачи, энергичные, трудолюбивые, а в той сфере деятельности они не вращаются и достигают больших высот. Это гении и таланты, меняю-щие и превращающие мир.
Общество оценивает этих людей по их делам, хотя хорошо известно из биографии талантливых людей, что далеко не всегда общество, а осо-бенно ближайшее окружение стремилось к понятиям их, напротив, успехи скрывались. Это все понятно: не понимание тех, кто отступает от столь из-вестной нормы, не похожей на других[5].
Сегодня ситуация изменилась – одаренных, талантливых людей ищут с помощью специально разработанных механизмов на государствен-ном уровне, их приглашает многие страны, создают специальные условия для развития их талантов. Стало очевидным, что успех страны в целом для отдельных отраслей науки, производства и культуры определяется именно одаренными, талантливыми людьми. Еще при царе Соломоне для органи-зации строительства храма в Иерусалиме отбирали способных людей, тех, кто широко и глубоко мыслил, кто не мог понят, проанализировать, сопо-ставить, то есть видел главное[10].
Актуальность работы с одаренными детьми определяется нескольки-ми обстоятельствами: осознанием общества «человеческого потенциала» как более важной предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличения информационной и эмоциональ-ной нагрузки на человека, множеством проблем, решение которых требует больших интеллектуальных усилий; потребностями социума в проф дея-тельности личности, которая обязана быть творческой, активной, социаль-но ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной. Особое место в формировании личности занимает психолого-педагогическая ра-бота с одаренными детьми. В этом смысле проблема обнаружения одарен-ных первоочередная. Профилизация школы связана с теорией креативно-развивающего обучения, которой посвящены исследования М. Акимовой, А. Бударного, Л. Выготского, А. Ефремова, Л. Занкова, Г. Костюка, А. Кочетковой, М. Махмутовой, И. Якиманской и др. Учитывая рекоменда-ции предыдущих исследователей, креативное образование ориентируется не на достигнутый уровень, а на более высокий [1; 13].
В контексте жизнетворческой образовательной парадигмы одарен-ность выступает как высшее, субъектно мотивированное проявление во внутреннем и внешнем пространствах жизни личности ее природных та-лантов и способностей.
Цель исследования – изучение психологического сопровождения творчески одаренных обучающихся.
Заключение:
Обнаруженные и разработанные теоретические основы проблем одаренности в современном контексте свидетельствуют об актуальности проблем психолого-педагогических аспектов управления учебным процес-сом одаренных детей. Работа, направленная на воспитание одаренных де-тей, — задача, требующая особых действий многих специалистов, цен-тральное место среди которых занимает педагог.
1. На основе теоретического анализа научных трудов зарубежных и отечественных исследователей по проблеме детской одаренности сделан вывод о том, что одаренность представляет собой совокупность индивиду-альных психологических ресурсов человека, которые являются наслед-ственными по своей природе и выступают в качестве неотъемлемого про-явления различных способностей в конкретной деятельности. Одаренные дети — носители таланта. Изучив особенности личности одаренного ребен-ка, можно выстроить его психологическую запись, в том числе по своей структуре: чрезвычайно развитое восприятие; очень развитая мотивация познания мира; больше внимания; быстрое и длительное запоминание; ин-тенсивное развитие языка; наличие больших возможностей для обучения; быстрое овладение интеллектуальным процессом формирования понятий и обобщений; продуктивное и творческое мышление; склонность к творче-ству.
2. Итак, для развития личности и воспитания одаренного ребенка необходимо:
— запечатлеть мысли учащихся, подчеркнув их оригинальность, важность; стимулировать и поддерживать инициативу студентов, самосто-ятельность;
— создавать проблемные ситуации, требующие альтернатив, о про-гнозировании, воображении;
— развить критическое восприятие реальности;
— научить обосновывать начинания их логическому завершению;
— предоставить возможность выполнять больше учебных задач с обязательным увеличением их сложности, создавать развивающие ситуа-ции;
— использовать творческую активность студентов при проведении различных видов общественных мероприятий, открытых уроков, празд-ников;
Для работы с одаренными детьми необходимо выбрать отзывчи-вых, добровольно доброжелательных, внимательных, с чувством юмора и позитивного самовосприятия, поскольку они не уверены в себе, эмоцио-нально неустойчивые учителя могут нанести им вред, потому что одарен-ные дети не просто носители таланта, а прежде всего, люди. Сейчас отно-шение к одаренным людям является одной из важнейших характеристик цивилизованного общества.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития ода-ренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного под-хода во взаимосвязи трех составляющих — выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функ-циональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непре-рывного развития одаренного ребенка.
Фрагмент текста работы:
1.Феномен творчески одаренного ребенка: воспитание и обуче-ние
Интеллектуальная одаренность — это интеллектуальная способность, значительно превышающая среднюю [8]. Это характерная особенность детей, которая мотивирует различия в школьных программах. Считает-ся, что он сохраняется как черта во взрослой жизни, с различными по-следствиями, изученными в продольных исследованиях одаренности в те-чение прошлого столетия. Общепринятого определения одаренности не существует ни у детей, ни у взрослых, но в большинстве решений о за-числении в школу и в большинстве продольных исследований в течение отдельных жизней следовали люди с IQ в верхних двух процентах насе-ления, то есть IQ выше 130.
Ввиду ключевой роли, которую одаренные образовательные про-граммы играют в школах, в выявлении одаренных людей, как детей, так и взрослых, стоит изучить вопрос о том, как школы определяют термин «одаренный».
В течение многих лет психометрики и психологи, следуя по стопам Льюиса Термана в 1916 году, приравнивали одаренность с высоким IQ. Это «наследие» сохранилось до наших дней, в этом одаренность и высо-кий IQ продолжают приравниваться в некоторых концепциях одаренно-сти. [9] Однако с тех пор другие исследователи (например, Рэймонд Кэт-телл, Дж. П. Гилфорд и Луи Леон Терстон) утверждали, что интеллект не может быть выражен таким унитарным образом, и предлагали более многогранные подходы к интеллекту.
Исследования, проведенные в 1980-х и 1990-х годах, предоставили данные, которые поддерживают представления о множественных компо-нентах интеллекта. Это особенно очевидно в пересмотре «одаренности» Штернберга и Дэвидсона в их сборнике статей «Концепции одаренности» (1986; второе издание 2005). Представленные многие различные концеп-ции одаренности, хотя и отличаются друг от друга, взаимосвязаны не-сколькими способами. Большинство исследователей определяют одарен-ность в терминах множества качеств, не все из которых являются интел-лектуальными. Показатели IQ часто рассматриваются как неадекватные показатели одаренности. [10] Мотивация, высокая самооценка и креатив-ность являются ключевыми качествами во многих из этих расширенных концепций одаренности.
Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области [12].
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одарен-ность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребе-нок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
Основными характеристиками этого определения являются: (а) раз-нообразие областей, в которых может демонстрироваться успеваемость (например, интеллектуальная, творческая, художественная, лидерская, академическая), (б) сравнение с другими группами (например, в классах общего образования). или того же возраста, опыта или среды), и (c) ис-пользование терминов, которые подразумевают необходимость развития дара (например, способности и потенциал).
В работе с одаренным ребенком можно выделить следующие зада-чи [17].
1. Консультативная, обучающая работа с ребенком или подрост-ком, направленная на развитие самосознания, глубокого и глубокого по-нимания их способностей и возможностей. В этом случае необходимо подчеркнуть важность формирования ценностного отношения у одарен-ного ребенка к себе и своему таланту, понимания содержания социальной и личностной ценности.
2. Воспитание социальных и педагогических навыков, умение уста-навливать и поддерживать отношения с другими, понимать их чувства и чувства в общении, конструктивно разрешать конфликты. Одаренные де-ти и подростки чаще других испытывают социальные и психологические трудности в общении, деловом сотрудничестве с людьми и построении тесных доверительных отношений. Способность к сопереживанию, по-ниманию смысла действий и реакций общения партнеров не всегда фор-мируется у них должным образом, что создает им определенные трудно-сти.