Внимание
|
Отвлекаемость,
чрезмерная подвижность, сужение объема внимания,
инертность,
рассеянность у младших школьников
|
Психогимнастические
упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального
напряжения, переключению внимания.
Игры
на развитие внимания: «Что слышно?»; «Будь внимателен!»; «Слушай звуки!»;
«Слушай хлопки!»; «Канон»; «Четыре стихии» и др.
Методики:
для
повышения устойчивости внимания и его концентрации модификация методики
«Корректурная проба» (тест Бурдона) в вариантах предметных изображений и
различного
размера букв; игровые упражнения («В магазине зеркал»,
«Исключение
лишнего»,
«Найди
пять отличий»); упражнение
«Графический диктант»;
для
переключения внимания и длительного удержания внимания методика
«Шифровка» (модификация теста Пьерона-Рузера);
для
переключения внимания и коррекции импульсивности модифицированные варианты – пробы
«условно-рефлекторная реакция»;
для
развития произвольного внимания: игровые упражнения («Лото»,
«Найди двух одинаковых
животных»,
«Воспроизведение
геометрических
фигур»)
для
увеличения объема внимания: упражнение «Заметь все», упражнение «Живая картинка»;
упражнение
«Сделай, как я! (со спичками)»; игра «Небо – земля – вода»
Программа
для детей 5-9лет А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания» — развитие
сенсорного внимания;
развитие
слухового внимания;
развитие
моторно-двигательного внимания.
Индивидуально-ориентированные
программы
|
Память
|
Нарушения
зрительно-моторной, зрительной памяти, слуховой памяти.
Несформированность
основ логической памяти
|
Развитие
зрительно-моторной и зрительной памяти с помощью рисование, лепка, списывание
с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам;
упражнения
«Чей это дом?»,
«Ярмарка
автомобилей»,
«Разрезанная
картинка»
Развитие
слуховой памяти – использование упражнений для развития зрительно-моторной
памяти, но с применением вместо наглядного образца словесного описания или
инструкции предлагаемой деятельности. Например, выполнить с помощью
конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести
какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.;
упражнения
«Маленький рассказ», «Стихи и образы»,
«Назови
идею», «Учимся запоминать надолго»
Развитие
логической памяти – упражнения на обобщение, классификацию предметов; методика
по созданию мнемических опор К.П. Мальцевой «Смысловые единицы»; упражнение
«Тройная стимуляция памяти»; упражнение «Анализ структуры длинных
предложений»
Игра
– путешествие «Виды памяти»
Игры
на развитие памяти и наблюдательности: «Первоклассное путешествие», «Повтори
за мной», «Запомни движения», «Слушай и исполняй»; «Вот так позы»; «Запомни
порядок»; «Художник»; «Тень»; «Разведчики»
Индивидуально-ориентированные
программы
|
Мышление
|
|
Развитие
наглядно-действенного мышления – манипуляции с предметами различной формы,
цвета, величины, лепка
Развитие
наглядно-образного мышления – изобразительная деятельность, лепка
Развитие
логического мышления: упражнение «Составление предложений»; упражнение
«Исключение лишнего»; упражнение «Навуходоносор»; упражнение «Поиск аналогов»;
упражнение «Способы применения предмета»:
упражнение
«Поиск общего»
Развитие
вербального и абстрактно-логического мышления – упражнение «Поиск
противоположных предметов»
Игры
на развитие мышления «Ключ к неизвестному»; «Сокращение рассказа»; «Распутай
узел»; «Какое что бывает?»; «Разные игрушки»; «Угадайка»
Коррекционные
программы по развитию познавательной деятельности детей с
интеллектуальными
нарушениями
Индивидуально-ориентированные
программы
|