Контрольная работа на тему Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения задержка психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика психологических особенностей детей с задержкой психического развития 5
2. Современные нормативные акты в специальном образовании 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
Введение:
Актуальность исследования — в нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только, не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже впервые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Объект исследования – дети, имеющие интеллектуальные нарушения задержки психического развития.
Предмет исследования – психологические особенности детей, с ЗПР.
Цель исследования – изучить психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения задержка психического развития.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
1. Дать характеристику психологических особенностей детей с задержкой психического развития;
2. Изучить современные нормативные акты в специальном образовании.
Теоретико-методологическая основа исследования – среди основных научных подходов к проблеме психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе нужно отметить теоретические и экспериментальные исследования психического, психологического и психолого-педагогического сопровождения детей В.И. Слободчиков, М.Р. Битянова.
Теоретическая значимость работы определяется ее исследование на изучение психологических особенностей детей с задержкой психического развития.
В процессе написания исследовательской работы использовались общенаучные методы теоретического и практического анализа.
Работа состоит из введения, двух главы теоретического и практического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 19 страницы. Количество литературных источников – 12.
Заключение:
В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Основная задача ПМПК — определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.
Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.
Социально-педагогическое сопровождение детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития должно быть систематическим, непрерывным, т.к. условия социальных ресурсов могут быть ограничены, много социальных проблем, разные подходы к обучению и воспитанию детей данной категории.
Социально-педагогическое сопровождение может быть эффективным только при включении в процесс сопровождения всех специалистов образовательного учреждения.
Программа обучения должна быть выстроена по подходу социально-педагогического сопровождения детей школьного возраста с задержкой психического развития как процесса, содержащего комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих обучающемуся понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика психологических особенностей детей с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.
Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения . Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития. Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.
Психолого-педагогический диагноз (греч – распознавание, определение) представляет собой конечный результат диагностической деятельности, направленной на выяснение и описание индивидуально-психологических особенностей индивида с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач диагностического обследования (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов).
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей . Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.
Виды нарушений развития:
задержка психического развития (ЗПР);
эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
синдром аутизма;
нарушения слуха;
нарушения зрения;
нарушения речи;
нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Каждая из этих проблем имеет свои особенности.
Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.
Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают акцентуации характера. Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – эгоцентризм. Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, восприятие, память, мышление. Затруднен контроль и организация деятельности . Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.