Основы коррекционно-развивающей работы Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения (умственная отсталость или задержка психического развития)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 6
1.1 Особенности детей с умственной отсталостью 6
1.2 Особенности детей с задержкой психического развития 7
2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 11
2.1 Коррекционные мероприятия 11
2.2 Методики диагностики детей с умственной отсталостью и ЗПР 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 20

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования.
Отечественная специальная психология и педагогика как наука и практика, базируясь на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, достигли значительных результатов в обосновании клинико-психологических основ дизонтогенеза, разработке специальных технологий, способствующих преодолению дефекта, это раскрыто в трудах Т.А. Власовой, А.Р. Лурия, Р.Е Левиной, К.С. Лебединской, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой. В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, К.А. Семеновой, Е.А. Стребелевой,
Г.Л. Трошина и др.).
Значимым для осознания закономерностей социализации, диагностики и коррекции в системе помощи детям с проблемами психического развития стали труды Д. И. Бойко, Е. В. Грибановой, Е. Е. Дмитриевой,
И.А Коробейникова, И. Ю. Левченко, В. Б. Никишиной, В. М. Слуцкого, Е. В. Соколова, У. В. Ульенковой по специальной психологии, раскрывающие социальные детерминанты патологического развития.
Интерес к коррекционной работе с детьми с особыми нуждами подтверждается рядом исследований в специальной психологии, педагогике, дефектологии и социальной работе показывающих положительное влияние творчества на их познавательные процессы, это публикации О.В. Боровика, О.П. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, И. В. Евтушенко, Е. А. Екжановой, Г. В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, С. М. Миловской, М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной, Е.З. Яхниной и других.
В последние годы в связи с интенсивным развитием интегративных методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, стали распространяться в практике немедицинские модели психотерапии, в частности, социальнопсихологическая модель, широко используемая в системе помощи умственно отсталым детям (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).
Однако на сегодняшний день в специальном образовании отсутствуют теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности коррекционных мероприятий в личностном, социокультурном становлении ребенка с проблемами интеллектуального развития, «врастании» его в культуру и раскрытии индивидуальности, а также в обеспечении психического здоровья.
Объект исследования – психологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования – коррекционная работа с умственно отсталыми детьми
Цель исследования – раскрыть сущность и возможности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с ЗПР в условиях образовательной среды.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности детей с умственной отсталостью
2. Изучить особенности детей с задержкой психического развития
3. Проанализировать коррекционные мероприятия
4. Рассмотреть методики диагностики детей с умственной отсталостью и ЗПР
Теоретико-методологические основы исследования разрабатывались на базе:
– культурологического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитиии (научная школа Л.С. Выготского представленная работами
Т.А Власоой, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.А Петровского, Л.Ф.Обуховой, У.В.Ульенковой, Д.И.Фельдштейна и др.);
– положения о культуросообразности детерминации развития человека как личности, где сущность ребенка выступает в единстве трех аспектов – субъекта культуры, общества и природы (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, В.М Межуев и др.);
– положения о гуманизации и интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с психофизическими недостатками (Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М. Шипицина и др.);
– личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и социально-воспитательном процессе, где изменения внутреннего мира ребенка, являются основными ориентирами в его развитии, где создание условий для формирования индивидуальности, раскрытия творческого потенциала, выступают показателями социокультурной адаптации личности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.Б. Эльконин и др.);
– положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков,
В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);
– учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития», «чувственной теории искусства» (Л.С. Выготский и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психологопедагогической литературы по проблеме исследования; анализ личных дел воспитанников; изучение продуктов художественно-творческой деятельности; экспертный опрос.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
1.1 Особенности детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость — одна из самых неприятных проблем в любом обществе. Развитие индивида с умственной отсталостью зависит от типа и степени основного расстройства, связанных с ним нарушений, факторов окружающей среды, психологических факторов, когнитивных способностей и сопутствующих психопатологических состояний. «Социальное развитие означает приобретение способности вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Становление социализированным включает 3 процесса: 1) научиться вести себя социально одобренными способами, 2) играть утвержденные социальные роли и 3) развивать социальные установки». [17, С. 89]
Для людей с умственной отсталостью возможный уровень их социального развития влияет на степень поддержки, необходимую для их организации грамотности и их интеграции в общество с уделением все большего внимания учету навыков в личном, домашнем и общественном функционировании. Это также вносит значительный вклад в качество жизни. Таким образом, исследование факторов, которые могут способствовать или препятствовать социальному развитию, приобретает особое значение.
Умственно отсталые дети из-за низкого интеллектуального роста функционируют с ограниченными возможностями по сравнению с нормальными детьми. Следовательно, оказывается, что это влияет на социальное функционирование этих детей, и это тесно связано со степенью нарушения. Помимо патологии головного мозга, существуют другие факторы, связанные с нарушением функционирования этих детей в нормальных социальных условиях. Конкретная среда, в которой растет ребенок, вероятно, сыграет важную роль в улучшении или ухудшении функционирования ребенка в социальной среде. Шастри и Мишра оценили 56 детей школьного возраста (в возрасте 6-13 лет) с умственной отсталостью с помощью шкалы социальной зрелости и обнаружили, что умственно отсталые дети в большей степени функционируют на более низком уровне социального взаимодействия. «По мере того, как степень нарушения интеллекта снижается, наблюдается, что ребенок приближается к среднему или удовлетворительному уровню социального функционирования. Они также обнаружили, что уровень социального развития варьируется в зависимости от интеллектуального уровня среди лиц с умственной отсталостью, или широкий диапазон семейных и экологических переменных также может влиять на социальное развитие». [13, С. 37] Pati и др., (1996) разработали исследование для определения влияния серьезности отсталости, возраста, типа посещаемых услуг и расположения служб в сельской / городской местности на социальное развитие детей с умственной отсталостью, используя выборку из 113 субъектов. диагностируется как дети с умственной отсталостью. Анализ результатов показал, что с увеличением степени отсталости социальное развитие также уменьшается. [16]
Кроме того, было установлено

ий, Т.А. Власова, Л.В. Занков,
В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);
– учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития», «чувственной теории искусства» (Л.С. Выготский и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психологопедагогической литературы по проблеме исследования; анализ личных дел воспитанников; изучение продуктов художественно-творческой деятельности; экспертный опрос.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы