Контрольная работа на тему Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции и психолого-педагогической диагностики 5
2. Нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по ХМАО г. Нягань 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большее число детей диагностируется с данными нарушениями уже на первом году жизни. Если раньше дети с ограниченными интеллектуальными возможностями вызывали только сочувствие, считалось, что им нужна помощь и забота, сейчас в большинстве стран они считаются равными, независимыми, но требуют сопровождения и поддержки. Все эти изменения в отношении людей с нарушениями развития связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий 20-го века в США, Западной Европе, Скандинавских странах и России, которые вызваны социализацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями в общество и образовательную среду.
В связи с принятием Международной конвенции о правах ребенка, Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской декларации и Рамок для обучения лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с ограниченными интеллектуальными возможностями по закону имеют право на интегрированное (совместно со здоровыми детьми) образование. Большое внимание было уделено выявлению их потенциальных возможностей, разработке инновационных образовательных программ с целью их адаптации к жизни и интеграции в общество.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с ограниченными интеллектуальными возможностями достигает около 1%. Однако это средние количественные показатели, они не отражают истинное число детей и молодежи с данным нарушением.
Проблема интеллектуальных расстройств приобретает все большую актуальность в связи с достижениями клинических, физиологических и психологических наук, которые способствовали более точной диагностике различных форм интеллектуальных расстройств, способам их коррекции.
На протяжении многих лет в нашей стране очень мало внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания, а также психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с умеренными и тяжелыми степенями нарушения интеллекта. Современные исследования интеллектуальных нарушений, практический опыт показывают, что нет детей, которые бы не подвергались лечению и коррекции, но у них разные возможности обучения. Этот факт все чаще учитывается, поэтому в последние годы положение детей с интеллектуальными нарушениями и их семей начинает меняться в лучшую сторону. Открыты специальные группы и классы, центры психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, большое внимание уделяется помощи и поддержке родителей детей с ограниченными возможностями.
В России и во всех регионах нашей страны был принят ряд законов и целевых программ, направленных на улучшение положения детей, в том числе детей с нарушениями интеллекта.
Основной целью данной работы является анализ психологических особенностей детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции и диагностики, а так же анализ нормативно-правовых актов по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями (на федеральном и региональном уровне).
Текст работы:
Итак, можно сделать следующие выводы:
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается слабость волевых отношений, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная нестабильность, аффективная возбудимость или вялость, апатия. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с ослабленным вниманием, памятью, замедлением скорости получения и обработки сенсорной информации и плохой координацией движений.
Дети имеют низкий уровень формирования психологических предпосылок для овладения обучающими навыками и способностями:
— ухудшение памяти — объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. В этом случае ребенку потребуется больше времени и повторений, чтобы запомнить указанный материал;
— ослабленное внимание — эти дети могут иметь неустойчивое, неустойчивое и истощенное внимание, а также плохо сформированное, добровольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и переключиться на другой для выполнения специального задания;
— нарушение наблюдения;
— низкая способность к переключению, самоконтроль; детям сложно сосредоточиться на задаче.
Такие дети быстро устают, отвлекаются, они больше не воспринимают учебный материал. В процессе общения у одних проявляется повышенная раздражительность, у других — вялость, апатия. Склонны к проявлению негативизма, чрезмерной обидчивости, агрессивности или уязвимости. Поэтому, работая, нужно постоянно искать подход к трудным, бесконтактным детям, стараться привить им нормы общения.
— недостаточно сформированное вербально-логическое мышление;
— неразвитая артикуляторная и цифровая моторика; слабость движений движущихся органов артикуляции, слабо развитая мелкая моторика.
Таким образом, нарушения носят многоплановый характер, что требует разработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении диагностических и коррекционных задач.
Так же были определены основные этапы и методы диагностики, предложены психолого-педагогические методы коррекции.
При анализе нормативно-правовой базы, все документы были разграничены по группам: от Международного уровня до локальных актов образовательных учреждений.
Проведя ретроспективный анализ нормативно-правовых источников, следует отметить, что на всех уровнях разработана и внедрена в практику достаточно обширная база нормативно-правовых актов и документов по вопросам обеспечения специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и детей с нарушением интеллекта, в частности.
Заключение:
Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большее число детей диагностируется с данными нарушениями уже на первом году жизни. Если раньше дети с ограниченными интеллектуальными возможностями вызывали только сочувствие, считалось, что им нужна помощь и забота, сейчас в большинстве стран они считаются равными, независимыми, но требуют сопровождения и поддержки. Все эти изменения в отношении людей с нарушениями развития связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий 20-го века в США, Западной Европе, Скандинавских странах и России, которые вызваны социализацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями в общество и образовательную среду.
В связи с принятием Международной конвенции о правах ребенка, Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской декларации и Рамок для обучения лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с ограниченными интеллектуальными возможностями по закону имеют право на интегрированное (совместно со здоровыми детьми) образование. Большое внимание было уделено выявлению их потенциальных возможностей, разработке инновационных образовательных программ с целью их адаптации к жизни и интеграции в общество.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с ограниченными интеллектуальными возможностями достигает около 1%. Однако это средние количественные показатели, они не отражают истинное число детей и молодежи с данным нарушением.
Проблема интеллектуальных расстройств приобретает все большую актуальность в связи с достижениями клинических, физиологических и психологических наук, которые способствовали более точной диагностике различных форм интеллектуальных расстройств, способам их коррекции.
На протяжении многих лет в нашей стране очень мало внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания, а также психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с умеренными и тяжелыми степенями нарушения интеллекта. Современные исследования интеллектуальных нарушений, практический опыт показывают, что нет детей, которые бы не подвергались лечению и коррекции, но у них разные возможности обучения. Этот факт все чаще учитывается, поэтому в последние годы положение детей с интеллектуальными нарушениями и их семей начинает меняться в лучшую сторону. Открыты специальные группы и классы, центры психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, большое внимание уделяется помощи и поддержке родителей детей с ограниченными возможностями.
В России и во всех регионах нашей страны был принят ряд законов и целевых программ, направленных на улучшение положения детей, в том числе детей с нарушениями интеллекта.
Основной целью данной работы является анализ психологических особенностей детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции и диагностики, а так же анализ нормативно-правовых актов по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями (на федеральном и региональном уровне).
Список литературы:
1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции и психолого-педагогической диагностики
Интеллектуальные нарушения — качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут быть центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) или одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатия) [8].
Интеллектуальные расстройства в детском возрасте делятся на количественные и качественные. Первая группа включает в себя:
— Замедленное психическое развитие. Замедленное созревание морфофункциональных систем головного мозга происходит под влиянием неблагоприятных факторов, выражающихся в незрелости психомоторных, когнитивных функций.
— Умственная отсталость. Это умственное недоразвитие является постоянным врожденным или рано приобретенным нарушением интеллекта. Есть три степени: легкая (слабость), средняя (слабость), тяжелая (идиотизм).
— Деменция. Приобретается постоянная или прогрессирующая деменция, развивающаяся в результате утраты сформированных интеллектуальных функций[6].
Качественные интеллектуальные расстройства у детей обусловлены неравномерным развитием психических, психофизиологических, эмоциональных и волевых функций. Говорить о нарушениях интеллекта следует в том случае, когда уровень интеллекта не позволяет ребенку адаптироваться к окружающей среде на уровне домашнего ухода, социальных взаимодействий и развития навыков обучения. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов чувств, патологии речи.
Клиническая картина нарушения интеллекта разнообразна. Симптомы следует учитывать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях наблюдается снижение способности к обучению, трудности / неспособность к самообслуживанию, при качественных изменениях снижение интеллекта сочетается с частичным развитием отдельных функций.
Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных показателей с умственной отсталостью. Есть два варианта клинической картины. Если когнитивная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Они не увлекаются творческой, образовательной деятельностью, их сложно организовывать, поощрять чтение, рисование. Второй вариант — недостаточное формирование предпосылок интеллекта (память, работоспособность, внимание). Дети не самостоятельны, чрезмерно активны или пассивны, быстро устают, медленно работают.
Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, визуальным ситуациям, недостаточной дифференциацией эмоций, слабыми волевыми мотивами. Позже пациенты приобретают навыки самообслуживания, могут одеваться и выполнять гигиенические процедуры. Согласно специальной программе они учатся писать, читать и считать. Подростки осваивают простые рабочие профессии.
Имбецильность. Уровень мышления замедленный, трудно учиться. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено; обучение навыкам невозможно. Дети с данным диагнозом осваивают самообслуживание, простые домашние задания.
Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, неумением налаживать продуктивный контакт с другими (исключение составляет разовое выполнение простых команд). Нередко возникают сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Мобильность ограничена, самообслуживание недоступно.
Поврежденное и дефицитарное развитие. Неравномерность интеллектуальных расстройств объясняется мозаичной природой поражения центральной нервной системы: некоторые функции развиваются и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (в зависимости от места поражения — речевые, пространственные, слуховые, восприятие речи, запоминание). Сложные иерархические отношения разрушаются, интеллектуальное отставание развивается. Развитие дефицита приводит к интеллектуальным нарушениям на основе основного дефекта — патологии анализатора (слух, зрение), двигательного аппарата.
Искаженное и дисгармоничное развитие. Это вызвано текущим патологическим процессом, который нарушает равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты словесные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью ассимиляции, понимания социальных правил. Или ребенок обладает уникальными математическими способностями, но повседневные навыки трудны[2].
В целом для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение всех видов когнитивных, речевых и анатомо-физических процессов.
Уровень восприятия у детей медленный, со значительным уменьшением количества воспринимаемого материала.
Существенной чертой ощущений и восприятий является их выраженное безразличие. Наконец, последней, наиболее выраженной чертой восприятия детей является бездействие этого психического процесса.
Речь характеризуется медленным темпом, плохим словарным запасом, недостаточным усвоением значения слова, некоторыми особенностями грамматической структуры речи. Основными причинами такого состояния речи являются слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленное развитие новых дифференцирующих условных связей во всех анализаторах, а иногда в основном в одном. Существенную негативную роль также играет общее нарушение динамики нервных процессов, что затрудняет установление динамических стереотипов — взаимосвязей между анализаторами.
Мышление детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является специфическим, очень медленно переходя от конкретного к