Контрольная работа на тему Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей с нарушением интеллекта 4
1.1 Психолого — педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 4
1.2 Задачи, направления, принципы педагогической коррекции 12
Глава 2. Практическая часть 15
2.1 Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения 15
2.2 Анализ изменений нормативно-правовой базы в отношение людей, имеющих интеллектуальные нарушения 17
Заключение 20
Список литературы 22
Введение:
Состояние психического и физического здоровья современного ре-бенка в России, несмотря на тяжелое экономическое положение и тяжелый психологический климат, остается общегосударственным приоритетным направлением. Демографическое положение в стране на сегодня еще больше обостряет проблему комплексных исследований нарушений разви-тия, социально-психологической и медицинской реабилитации детей, ро-дившихся с нарушениями в развитии, особенно, если речь идет о детях-инвалидах с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.
С одной стороны, современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики, ряда медицинских отраслей, специальной пси-хологии, нейропсихологии, логопедии характеризуется объединением научных поисков и усилий, усиленным вниманием к углубленному изуче-нию особенностей общего психического и, в частности, речевого развития аномальных детей с целью обеспечения индивидуальной траектории раз-вития каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей, способностей, интересов и тому подобное[3,c.88].
Самую многочисленную группу среди нозологий лиц с нарушения-ми психического и (или) физического развития составляют лица с наруше-ниями интеллектуального развития – умственной отсталостью. По данным официальной статистики в каждом обществе, независимо от политического и экономического устройства и географического расположения, умственно отсталые люди составляют от 1 до 1,5 % от общей численности населения [3, c.25-32]. По последним данным Департамента медицинской статистики Министерства Здравоохранения РФ, на учете в статусе детей с ограничен-ными возможностями здоровья, находятся 135 тысяч 773 ребенка, что со-ставляет 1,5 % от общего количества детей в РФ.
Вместе с тем данные психолого-медико-педагогических консульта-ций, основанные, кроме медицинского, в показателях психолого-педагогического обследования, свидетельствуют, что детей, которые нуж-даются в коррекции физического и (или) психического развития в России 1 миллион 076 345 тысяч, что составляет 12,2 % от общего количества детей в стране [22, c.149].
Дети с нарушением интеллекта представляют собой чрезвычайно сложную в течении развития, механизмах, проявлениях дефекта и пробле-матическую в поисках психолого-педагогических путей социализации ка-тегорию детей, которая имеет устойчивую тенденцию к увеличению (на фоне снижения показателей рождаемости). Прогнозы относительно уменьшения количества рождения таких детей, которые опираются на оценку многих негативных факторов, особенно внутренне биологических, экологических и социальных, по данным исследований. И. Бондаря, В. В. Гаврилова, И. В. Дмитриевой, С. П. Мироновой, В. М. Синева и др., яв-ляются крайне неблагоприятными.
Тяжесть указанного нарушения определяется не только сложными морфологическими и функциональными нарушениями (нарушения интел-лектуального развития, речи), но и социальной и психологической напря-женностью, коммуникативным дискомфортом, затруднениями личностной и социальной адаптации (Д. Д. Исаев, Г. Е. Сухарева, Же. И. Шиф и др.).
Текст работы:
Нарушение интеллекта — приобретенное в раннем периоде или врожденное недоразвитие психики с проявлениями яркой интеллектуаль-ной недостаточности, трудностей и асоциального развития личности. Непосредственно термин появился и утвердился лишь два десятилетия назад и далее использовался в классификации международного характера, заменив тем самым устаревший термин «олигофрения», который первона-чально означал общую задержку в психическом развитии индивида [10].
На сегодняшний день точно определить причины возникновения нарушения интеллекта можно лишь у 30% больных. Все другие случаи расценивают как не дифференцированную форму. Прямая пропорцио-нальность наблюдается между диагностическими трудностями и выражен-ным интеллектуальным дефектом. Наследственная природа патологии наблюдается у 29 % больных, генетическая природа патологии наблюда-ется у 19 % контингента. Факторы внешней среды влияют на болезнь в 9 % случаев, но в 42 % этиология заболевания совершенно не понятна [2, c.24]. История изучения нарушения интеллекта свидетельствует, что огромное количество синдромов и наследственных заболеваний, которые сопровож-даются олигофренией, подтверждающие генетическую природу болезни. Вполне возможно, что в большинстве недифференцированных случаев причиной болезни является генетическая наследственность.
Различают такие виды умственной отсталости: с IQ в 55-69 % – лег-кая умственная отсталость, с IQ в 40-54 % – средняя умственная отста-лость, IQ у 25– 39 % – умственная отсталость выраженного характера, а глубокая умственная отсталость характеризуется уровнем IQ в 10-24 %. Доминирующим признаком является общая степень недоразвития всех форм деятельности психики в сложной форме. Психолого-педагогическое направление развивают французские педагоги Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Изучая дошкольников с психическими аномалиями, они пришли к выводу, что критерием их нетипичного развития является неспособность обучаться обычным путем [16, c.123].
Опираясь на разное содержание специального коррекционного обу-чения детей с нарушениями интеллекта, изучено действие некоторых фак-торов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме, и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие способ-ности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется воз-растными возможностями школьника и в большей степени тормозится тя-жестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания оказывает существенное влияние на формирование личностных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не заметить на развитии всех психических функций.
Важным фактором в формировании личности аномального ребенка — это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраиваю-щего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей дей-ствительностью.
Заключение:
Состояние психического и физического здоровья современного ре-бенка в России, несмотря на тяжелое экономическое положение и тяжелый психологический климат, остается общегосударственным приоритетным направлением. Демографическое положение в стране на сегодня еще больше обостряет проблему комплексных исследований нарушений разви-тия, социально-психологической и медицинской реабилитации детей, ро-дившихся с нарушениями в развитии, особенно, если речь идет о детях-инвалидах с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.
С одной стороны, современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики, ряда медицинских отраслей, специальной пси-хологии, нейропсихологии, логопедии характеризуется объединением научных поисков и усилий, усиленным вниманием к углубленному изуче-нию особенностей общего психического и, в частности, речевого развития аномальных детей с целью обеспечения индивидуальной траектории раз-вития каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей, способностей, интересов и тому подобное[3,c.88].
Самую многочисленную группу среди нозологий лиц с нарушения-ми психического и (или) физического развития составляют лица с наруше-ниями интеллектуального развития – умственной отсталостью. По данным официальной статистики в каждом обществе, независимо от политического и экономического устройства и географического расположения, умственно отсталые люди составляют от 1 до 1,5 % от общей численности населения [3, c.25-32]. По последним данным Департамента медицинской статистики Министерства Здравоохранения РФ, на учете в статусе детей с ограничен-ными возможностями здоровья, находятся 135 тысяч 773 ребенка, что со-ставляет 1,5 % от общего количества детей в РФ.
Вместе с тем данные психолого-медико-педагогических консульта-ций, основанные, кроме медицинского, в показателях психолого-педагогического обследования, свидетельствуют, что детей, которые нуж-даются в коррекции физического и (или) психического развития в России 1 миллион 076 345 тысяч, что составляет 12,2 % от общего количества детей в стране [22, c.149].
Дети с нарушением интеллекта представляют собой чрезвычайно сложную в течении развития, механизмах, проявлениях дефекта и пробле-матическую в поисках психолого-педагогических путей социализации ка-тегорию детей, которая имеет устойчивую тенденцию к увеличению (на фоне снижения показателей рождаемости). Прогнозы относительно уменьшения количества рождения таких детей, которые опираются на оценку многих негативных факторов, особенно внутренне биологических, экологических и социальных, по данным исследований. И. Бондаря, В. В. Гаврилова, И. В. Дмитриевой, С. П. Мироновой, В. М. Синева и др., яв-ляются крайне неблагоприятными.
Тяжесть указанного нарушения определяется не только сложными морфологическими и функциональными нарушениями (нарушения интел-лектуального развития, речи), но и социальной и психологической напря-женностью, коммуникативным дискомфортом, затруднениями личностной и социальной адаптации (Д. Д. Исаев, Г. Е. Сухарева, Же. И. Шиф и др.).
Список литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей с нару-шением интеллекта
1.1 Психолого — педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Состояние психического и физического здоровья современного ре-бенка в России, несмотря на тяжелое экономическое положение и тяжелый психологический климат, остается общегосударственным приоритетным направлением. Демографическое положение в стране на сегодня еще больше обостряет проблему комплексных исследований нарушений разви-тия, социально-психологической и медицинской реабилитации детей, ро-дившихся с нарушениями в развитии, особенно, если речь идет о детях-инвалидах с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.
С одной стороны, современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики, ряда медицинских отраслей, специальной пси-хологии, нейропсихологии, логопедии характеризуется объединением научных поисков и усилий, усиленным вниманием к углубленному изуче-нию особенностей общего психического и, в частности, речевого развития аномальных детей с целью обеспечения индивидуальной траектории раз-вития каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей, способностей, интересов и тому подобное[3,c.88].
С другой стороны, на сегодня в дефектологической отрасли сложи-лась достаточно сложная ситуация, обусловленная, прежде всего, специ-фикой развития образования детей с нарушениями психофизического раз-вития (ППФР). Эта специфика определяется как изменениями динамики развития такого ребенка, так и много-векторностью проявлений (феноме-нологии) этого развития [18, c.187]. Все это требует от современных спе-циалистов различных отраслей сопровождения ребенка поиска новых идей, методологий и технологий эффективной помощи, поддержки и мак-симально возможного развития любого ребенка с целью его успешного социального и личностного становления [15, c. 45-52].
В трудах А. П. Анохина, В. И. Бондаря, Л. С. Выготского, И. В. Дмитриевой, С. Ю. Коноплястой, Л. В. Кузнецовой, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, А. Г. Лурия, И. И. Мамайчук, Н. П. Матвеевой, С. П. Ми-роновой, В. Г. Петровой, Т. В. Сак, В. М. Синева, В. В. Тарасун, Л. И. Фомичевой, М. К. Шеремет, Д. И. Шульженко и других ученых комплекс-ное исследование нарушений развития становится проблемой общества, учитывая стремительное увеличение детей с проблемами психофизическо-го развития, вызванного влиянием негативных экологических, социально-экономических, демографических и внутренних биологических факторов, которые затрудняют или делают невозможным их социально-психологическую адаптацию, вхождение в образовательное пространство и будущее профессиональное самоопределение [17,c.98].
В различных отраслях дефектологии вопросу изучения нарушений речи посвящены исследования ведущих ученых-дефектологов: при нару-шениях слухового анализатора, что приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке речевого развития (Л. В. Борщев-ская, Г. М. Боскис, К. Г. Коровин, К. В. Луцко, Н. И. Шелгунова, Н. К. Шеремет и др.); при нарушениях зрения – Л. С. Вавина, А. Л. Жильцова, Н. А. Крылова, Г. Е. Левина, Т. П. Свиридюк, Н. Е. Хватцев, С. Л. Шапи-ро и др.; при нарушениях опорно-двигательного аппарата (ДЦП) – Л. А. Данилова, Е. А. Данилавичюте, М. Б. Ейдинова, А. М. Мастюкова, А. Г. Приходько, К. А. Семенова, Н. Я. Смуглин, Е. Ф. Соботович, В. Тищенко и др.; при нарушениях поведения и общения у детей с аутистическими нарушениями (Н. С. Андреева, О. В. Аршатский, Н. В. Базима, В. М. Ба-шина, В. Е. Каган, С. Ю. Конопляста, И. П. Логвинова, А. С. Никольская, В. Тарасун, М. К. Шеремет, Д. И. Шульженко и др.); при задержке психи-ческого развития – Л. С. Вавина, Т. П. Висковатова, Т. А. Дашидзе, Н. В. Манько, И. В. Мартыненко, И. С. Марченко, Т. В. Сак, С. Ю. Танцюра и др[2,c.95].
Самую многочисленную группу среди нозологий лиц с нарушения-ми психического и (или) физического развития составляют лица с наруше-ниями интеллектуального развития – умственной отсталостью. По данным официальной статистики в каждом обществе, независимо от политического и экономического устройства и географического расположения, умственно отсталые люди составляют от 1 до 1,5 % от общей численности населения [3, c.25-32]. По последним данным Департамента медицинской статистики Министерства Здравоохранения РФ, на учете в статусе детей с ограничен-ными возможностями здоровья, находятся 135 тысяч 773 ребенка, что со-ставляет 1,5 % от общего количества детей в РФ.
Вместе с тем данные психолого-медико-педагогических консульта-ций, основанные, кроме медицинского, в показателях психолого-педагогического обследования, свидетельствуют, что детей, которые нуж-даются в коррекции физического и (или) психического развития в России 1 миллион 076 345 тысяч, что составляет 12,2 % от общего количества детей в стране [2, c.149].
Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта очень разнооб-разны и имеют стойкий характер. Эти речевые нарушения негативно вли-яют на психическое развитие детей с нарушением интеллекта, эффектив-ность его обучения. Общепризнанным у детей с нарушением интеллекта является недоразвитие их познавательной деятельности (В. И. Бондарь Л. С. Выготский, И. Г. Еременко, Л. В. Занков, Х. С. Загородный, А. А. Кор-ниенко, А. М. Леонтьев, А. Г. Лурия, М. М. Нудельман, А. Г. Обуховская, Н. С. Певзнер, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, В. М. Синев, И. М. Соло-вьев, Н. М. Стадненко, Же. И. Шиф, Н. Г. Штивельман и др.). Нарушения речи еще более усугубляют этот недоразвитие [20].
По мнению Г. Е. Сухаревой, уровень речевого развития при ум-ственной отсталости, по мнению ученого, соответствует уровню интеллек-туального раз