Контрольная работа на тему Психологические основы воспитательной работы с одарёнными детьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и определение одарённости у детей 5
2. Сложности психического развития одарённых детей 10
3. Психологические основы воспитательной работы с одарёнными детьми 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение:
Среди проблем психологии, педагогики, практики образования одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема одаренности и творчества. Эта проблема не является новой. Однако переориентация образования с авторитарно-догматической на личностно ориентированную модель приводит к необходимости создания воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов ребенка. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Важнейшей педагогической целью становится творческая личность.
В настоящее время исследуется генезис одаренности, определяется ее зависимость от специфики генетической основы, от социальных условий, в которых живет и развивается ребенок. Особое внимание обращается на проблемы, связанные с выявлением одаренных детей, перспективами развития и реализации их индивидуальности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, С. А. Леднева, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова, А. В. Хуторской, Г. Д. Чистякова, В. С. Юркевич.
Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Объектом исследования является умственное развитие одаренных детей.
Предметом исследования являются особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие и определение одаренности у детей;
— изучить сложности психического развития одаренных детей;
— изучить психологические основы воспитательной работы с одарёнными детьми.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. Поэтому особенно важно изучить особенности проявления одарённости у детей и выявить психологические основы воспитательной работы с ними.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В современном мире проблемы выявления, диагностики, прогнозирования, формирования, воспитания и развития одаренных и малообеспеченных детей очень актуальны. Проблема одаренности — это сложная проблема, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки учителей, психологов и менеджеров образования к работе с одаренными детьми.
Этот вопрос особенно остро стоит в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, моральные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую среду для одаренного ребенка.
Одаренность детей может быть определена и изучена только в процессе обучения и воспитании, во время выполнения определенных важных видов деятельности ребенка. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с экстраординарными жизненными способностями детских лет. Следует иметь в виду, что в раннем дошкольном возрасте быстрое умственное развитие происходит у всех детей, что вносит решающий вклад в формирование интеллекта в детские годы.
С психологической точки зрения следует отметить, что одаренность — это сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены когнитивная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы человеческой психики.
Воспитательная работа педагога с одаренными детьми может осуществляться по 3 направлениям: развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка к окружающему миру и овладение конструктивными формами общения со сверстниками и взрослыми.
Необходимо помогать родителям и самому ребенку в правильной организации образовательной деятельности. В заключение следует напомнить, что работа учителя с одаренными детьми — это сложный и бесконечный процесс. Это требует личностного роста от учителей и воспитателей, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно родителями одаренных.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и определение одарённости у детей
Одаренность — это системное качество психики, развивающееся на протяжении всей жизни, которое определяет вероятность достижения человеком более высоких, превосходных результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, отличающийся яркими, открытыми, порой выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.
Сегодня большинство психологов сходятся во мнении, что уровень развития, качественное своеобразие и характер одаренности всегда являются результатом сложного взаимодействия социокультурной среды, опосредованного наследственностью и деятельностью ребенка. При этом особое значение приобретают психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе собственной деятельности ребенка, формирования и реализации индивидуальных талантов.
Выявление одаренности впервые появилось после разработки тестов IQ для поступления в школу. С тех пор это стало важным вопросом для школ, поскольку образование одаренных учеников часто связано с особыми трудностями. В двадцатом веке одаренных детей часто классифицировали по тестам на IQ; были предложены другие процедуры идентификации, но они используются только в меньшинстве в большинстве государственных школ англоязычного мира. Разработка полезных процедур идентификации учащихся, которые могут извлечь выгоду из более сложной школьной программы, является постоянной задачей для руководства школы [7, c. 94].
Детство-период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности самого явления — формирования и зрелости одаренности. Непрерывность, задержка или отставание этого процесса определяет динамику развития одаренности.
Одним из самых спорных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте одаренности детей. Есть две крайние точки зрения: «все дети одарены» — «одаренные дети крайне редки». Сторонники одной из них считают, что практически любой здоровый ребенок может развиться до одаренного уровня при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность-уникальное явление, в данном случае акцент делается на поиске одаренных детей. Эта альтернатива проводится в рамках следующей позиции: потенциальные условия достижения в различных видах деятельности присущи многим детям, в то время как меньшая часть детей показывает реальные выдающиеся результаты.
Тот или иной ребенок может быть особенно успешным в достаточно широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Это, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов талантов. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут раскрыть свою уникальность в отношении разных аспектов своих талантов.
Талант часто проявляется в успехе спонтанной, самодеятельной деятельности. Например, ребенок, увлеченный техническим проектированием, может с энтузиазмом создавать свои модели дома, но при этом не проявлять подобной активности ни в школе, ни на специально организованных внеклассных мероприятиях. Кроме того, одаренные дети не всегда стремятся продемонстрировать свои достижения перед окружающими. Таким образом, ребенок, который пишет стихи или рассказы, может скрыть свое хобби от учителя [3, c. 155].
Таким образом, о таланте ребенка следует судить не только по его школьной или внеклассной деятельности, но и по формам деятельности, которые он инициирует. В некоторых случаях причиной задержки формирования одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются определенные трудности в развитии ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, противоречивый характер общения и т.д. эти препятствия можно преодолеть, оказывая психолого-педагогическую поддержку такому ребенку.
Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность соответствующей одаренности ребенка сферы деятельности. Таким образом, у разных детей талант может быть более или менее ярко выражен. Педагог, психолог и родители, анализируя особенности поведения ребенка, должны сделать своеобразное «признание» в том, что он недостаточно знает о своих истинных способностях, понимая, что есть дети, таланты которых они еще не могут увидеть.
Талант в детстве можно рассматривать как потенциал для умственного развития в связи с более поздними этапами жизненного пути человека.
Но при этом следует учитывать особенности одаренности в детстве:
Детская одаренность часто выступает как проявление возрастных закономерностей развития. Возраст каждого ребенка имеет свои условия для развития способностей. Например, для дошкольников характерна особая склонность к овладению языком, высокий уровень интереса, излишняя яркость воображения; для старших подростков-разнообразие форм поэтического и литературного творчества и т.д. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности обусловлен иногда ускоренным развитием определенных психических функций, специализацией интересов и т.д. это создает видимость таланта в форме.
Возраст, образование, усвоение культурных норм поведения, вид семейного воспитания и др. Может наблюдаться «угасание» признаков детского одаренности. В результате довольно сложно оценить степень устойчивости таланта, проявленного этим ребенком в течение определенного периода времени. Кроме того, существуют трудности в прогнозировании превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Особенность динамики формирования одаренности детей часто проявляется в виде неравномерного психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития определенных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. в результате по одному признаку ребенок может быть определен как одаренный, а по другим-как отстающий в умственном развитии.
Часто бывает трудно отделить проявления детского таланта от обучения, которое является результатом более благоприятных условий жизни этого ребенка. Очевидно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет демонстрировать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком без аналогичных условий [5, c. 56].
Оценка конкретного ребенка как одаренного в основном условна. Наиболее заметные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его будущих достижений. Нельзя упускать из виду тот факт, что проявленные в детстве признаки одаренности могут постепенно или очень быстро исчезнуть даже при самых, казалось бы, благоприятных обстоятельствах. Учет этой ситуации особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не следует использовать термин «одаренный ребенок» с точки зрения выражения состояния конкретного ребенка, так как психологическая драма ситуации, в которой ребенок, привыкший быть «одаренным», на более поздних этапах развития внезапно объективно теряет признаки исключительности, очевидна. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что делать с ребенком, который начинает учиться в специальном учебном заведении, но потом перестает считаться одаренным [9, c. 293].