Контрольная работа на тему Психологическая структура личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общие представления о психологической структуре личности 4
2. Компоненты структуры личности 7
3. Представления о структуре личности в различных психологических концепциях 10
Заключение 17
Список литературы 18
Введение:
Проблема личности является одной из основных проблем психологии. Практически в каждом направлении психологической науки сложились свои представления об организации личности, ее функционировании, системе мотивов и потребностей, развитии личности в онтогенезе. Кроме того, от понимания структуры и функционирования личности, психологи отталкиваются в своем понимании разнообразных психологических и личностных нарушений и соответствующим образом выстраивают терапию.
Вопрос организации личности является весьма сложным, поэтому до настоящего времени не сформировалось единого представления об устройстве и развитии личности. Представители разных психологических школ выдвигают различные основания для конструирования структуры личности.
Сложности в представлении структуры личности обусловлены тем, что, во-первых, не сложилось единого представления о том, какие именно компоненты должны входить в структуру личности. В связи с этим также возникает проблема разграничения таких понятий как «индивид», «субъект», «личность».
Кроме того, в рамках каждой теории ее авторы выстраивают свою структуру личности, включая в нее совершенно различные компоненты, выстраивая собственные концепции на абсолютно разных основаниях.
Это является причиной того, что активные изыскания в данном направлении по-прежнему продолжаются.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Личность является весьма сложным и уникальным феноменом, что приводит к большому количеству различных представлений о ее структуре.
Можно говорить о том, что практически каждое направление психологии выдвинуло собственную концепцию структуры личности, в которую включило наиболее значимые, с точки зрения собственной позиции компоненты.
Следует отметить, что представления о структуре личности достаточно вариативны и подвижны. В процессе развития науки они дополняются новыми фактами и, соответственно, видоизменяются.
Представления о структуре личности являются основанием для разработки теорий возрастной периодизации, психотерапевтических моделей деятельности и методов работы.
В структуру личности включается ряд ее биологических свойств, который выступает определенным фундаментом для надстраивания всех остальных ее подструктур. Кроме того, в структуру личности входят индивидуальные особенности ее психических процессов, социальные характеристики и общая направленность личности как высший уровень ее развития.
Таким образом, можно говорить о том, что окончательного единого представления о структуре личности пока не выработано и проведение тех или иных исследований может происходить в рамках конкретного представления и конкретной концепции.
Фрагмент текста работы:
1. Общие представления о психологической структуре личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта состоит, в первую очередь, в том, что в личности интегрированы различные аспекты существования определенного человека — от его физического существования до духовного — как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
Компонентами психологической структуры личности выступают ее психологические характеристики и специфические черты, как правило, обозначаемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое количество характеристик личности психологи стараются условно уместить в определенное число подструктур.
Низшим уровнем личности выступает биологически обусловленная подструктура, в которую включают возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура содержит в себе индивидуальные характеристики психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки [2].
Основы психологических исследований личности в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А. Ф. Лазурским, В. М. Бехтеревым и М. Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В. С. Мерлина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Петровского, В. А. Петровского и К. К. Платонова. С точки зрения отечественных специалистов, человек как личность формируется в процессе воспитания и социализации личности. Человек — создание социальное, с рождения его окружают ему подобные, он включен в различные виды социального взаимодействия [2].
Формирование первого социального опыта реализуется в семье, еще до становления речи. Затем осуществляется обязательное получение человеком нового опыта, который становится естественным элементом его личности. Данный процесс и именуется социализацией, который неразделимо сопряжен с совместной человеческой деятельностью и общением. Проблему взаимосвязи личности с деятельностью первым затронул Л. С. Выготский в направлении культурно — исторической парадигмы. Он использовал общеисторическое правило в изучении периодов возрастного развития и выявил, что действие представляется единицей анализа в развитии детской психики [2]. Еще в 30 — е годы прошлого столетия развитие данного мнения продолжили известные исследователи харьковской школы: П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец. Осуществленные ими исследования привели к осмыслению значимости деятельности в человеческом развитии. Позднее, А. Н. Леонтьев выявил, что критерием периодизации психического развития есть ведущая деятельность, форма и содержание которой обусловлены конкретно — историческими обстоятельствами развития ребенка. В начале 70 — х годов Д. Б. Эльконин создал парадигму периодизации возрастного развития, базирующуюся на мнении методичной смены конфигураций ведущей деятельности. Проведя анализ всех видов детской ведущей деятельности от рождения до периода юношества включительно, он поделил их на две крупные группы [1]. Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов. Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека — юности, взрослости, но иногда и к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза. Личность является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того, каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира. Они могут быть доступны или нет для других. В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность» [3].