Психофизиология профессиональной деятельноси Контрольная работа Естественные науки

Контрольная работа на тему Психофизиология внимания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

1. Рассмотрите понятие внимание и опишите его основные свойства 2
2. Раскройте сущность физиологической основы внимания 8
3. Рассмотрите основные виды внимания и этапы развития внимания 10
4. Проведите индивидуальную диагностику внимания (не менее 4-х методик) и на основании полученных данных составьте рекомендации по развитию внимания 15
5. Рассмотрите взаимосвязь механизмов произвольного и непроизвольного внимания 19
Список использованной литературы 22

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Вариант 2
1. Рассмотрите понятие внимание и опишите его основные свойства

Направленное или сосредоточенное сознание на какой-либо реальный или идеальный объект, способствующее повышению уровня различных видов активности личности, таких как сенсорная, интеллектуальная или двигательная, называется вниманием.
У внимания имеется своя органическая основа, состоящая из мозговых структур, которые отвечают за нормальное функционирование внимания, а также за внешнее проявление его характерных особенностей. Нервные клетки и окончания составляющие головной мозг, включают в себя такие структурные образования, которые отвечают за работу внимания. Они носят название — нейроны, или детекторы новизны. У таких нервных клеток есть ряд отличий от других, в частности их активное функционирование связано лишь с теми случаями, когда человек сталкивается с новыми ощущениями и восприятиями от новых и неизвестных ему предметов и явлений, приковывающие к себе его внимание.
Если раздражитель вызвал привыкание, то детектор новизны уже «не сработает», не вызвав должной реакции. В непроизвольном внимании человека принимают участие именно эти клетки. [3, c. 122]
Ретикулярная формация отвечает за общее состояние внимания, в особенности за такую характеристику как устойчивость. Она состоит из тончайшей сети нервного волокна, расположенной в глубоких слоях ЦНС (центральная нервная система) в районе спинного и головного мозга, задействуя при этом нижний отдел головного мозга и верхний отдел спинного — мозгового ствола. Ретикулярная формация является проводником между периферическими органами чувств и головным мозгом, связанные между собой нервными путями. Кроме того у ретикулярной формации есть еще ряд функций, такие как: регуляция тонуса мозговой коры и влияние на чувствительность рецепторов, тем самым происходит изменение динамических характеристик внимания — концентрации, устойчивости и пр.
У внимания имеются определенные параметры, и особенности, а они являются некоторым «откликом» на определенные человеческие способности и возможности. Ниже рассмотрим основные свойства внимания (Рисунок 1):
1. Внимание обладает концентрированностью. Концентрированность является степенным показателем сосредоточенности сознания на определенный объект, а также насколько интенсивна между ними связь. Под концентрированностью внимания подразумевается образование временного центра (фокуса) в общем, всей психологической активности личности.
2. Внимание обладает интенсивностью. Это качественная характеристика, лежащая в основе эффективного восприятия, мыслительной деятельности, процессов запоминания и ясности сознания, в общем. Интенсивность внимания полностью зависит от внешних факторов, таких как — наличие значительного интереса, к какому-либо процессу (насколько сильно человек осознает значимость этого процесса), труднодоступность и трудновыполнимость каких-либо действий (чем меньше она знакома человеку, тем возрастает интенсивность), а также воздействующие отвлекающие раздражители.
3. Внимание устойчиво. Человек способен в течение долгого времени стимулировать высокий уровень внимания, в частности концентрированность и интенсивность. Полностью зависит от типа нервной системы, темперамента, мотивации (от новизны, значимости в потребности, личных интересов), и внешних условий, в частности, чем занимается человек. Внимание становится устойчивым не только при наличии новизны поступающего стимула, но и от его повторения. Кроме того, существует связь между устойчивостью внимания и его динамическими характеристиками — колебания и переключаемость. Колебание внимания — это периодическое кратковременное непроизвольное изменение его степеней интенсивности. Проявление колебаний внимания выражается в виде временного изменения интенсивности ощущения. Например, когда мы начинаем прислушиваться к очень тихому звуку (тиканье часов допустим), то мы слышим вначале это звук, потом не слышим, потому что то замечаем его, то — нет. Период колебания может значительно варьировать в пределах 2 — 12 секунд. Максимально возможную длительность колебаний можно получить, если предъявить звуковой раздражитель, чуть меньшая длительность возникает в случае предъявления звукового раздражителя, а после зрительного, и самые короткие колебания вызывают осязательные раздражители. [6, c.61]
4. Внимание обладает объемом. Объем является количественным показателем наличия однородного стимула в фокусах внимания (взрослый человек может запомнить 4 — 6 объектов, ребенок около 3). На объемную характеристику влияют не только генетические факторы и индивидуальные особенности кратковременного типа памяти. Особая значимость остается за значениями характеристик воспринимаемого объекта (однородность, взаимосвязь) и профессиональными навыками личности.
5. Человек способен переключать внимание. Под переключением внимания подразумевается наличие возможности осуществлять более или менее легкий и достаточно быстрый переход от какого — либо вида деятельности к другой. На функциональном уровне существует взаимосвязь переключения внимания с двумя разнонаправленными процессами: способность включать и отключать внимание. Переключать внимание можно произвольно, в этом случае скорость этого процесса является степенным показателем контроля над волей личности и его восприятия; непроизвольное переключение внимания возникает при отвлечении человека, что является степенью неустойчивости психики, или же указывает на появление сильного неожиданного раздражителя.

Рисунок 1 Свойства внимания

То насколько эффективно происходит переключение влияют особенности в выполнении предыдущих и последующих действий (происходит значительное снижение показателей переключения в случае перехода от легкой формы действий к трудным, и наоборот обратный переход сопровождается их увеличением). Успешность процесса переключения полностью зависит от отношения личности к прошлым действиям, т. о. если предыдущее действие было менее интересным, нежели будущее, то переключение внимание идет с большим трудом. Кроме того сказываются индивидуальная разница переключаемости, в основе чего лежит индивидуальная особенность нервной системы, в частности наличие подвижности в нервных процессах.
Большинство современных профессий основывается на этом свойстве внимания (ткачиха, механик, менеджер, оператор и др.), поскольку человеку постоянно приходится сталкиваться с внезапным изменением объекта деятельности.
Очень важно уметь переключать внимание в ходе учебного процесса. Кроме того у такой необходимости (переключение внимания студентом, учащимся) есть определенная обусловленность спецификой этого процесса, в частности весь учебный процесс построен таким образом, что за день меняются различные предметы, этапы изучения и их последовательность в ходе занятий, а значит происходит смена вида и формы деятельности.
Между отвлечением и сознательным переключением внимания имеются отличия, поскольку первое является непроизвольным отключением внимания при осуществлении основного вида деятельности, на какой — либо посторонний объект. Отрицательное воздействие отвлечения на выполняемые работы доказано давно. Посторонние раздражители действуют отвлекающе в зависимости от характерных особенностей выполняемого вида деятельности. Человек сильно отвлекается, если раздражитель внезапный, прерывистый, неожиданный либо находится на эмоциональном уровне. В ходе длительного выполнения однообразных работ происходит усиление действия побочного раздражителя, в прогрессии с нарастанием утомления. Посторонние раздражители, которые действуют отвлекающе, по большей части воздействуют на мыслительную деятельность, которая не опирается на внешние структуры. Его усиление происходит во время слухового восприятия, зрительное восприятие обладает меньшим эффектом.
Существует такое понятие как помехоустойчивость — противостояние отвлекающему воздействию. Данная способность у людей носит индивидуальный характер, поскольку в основе ее лежат индивидуальные особенности ЦНС, в особенности сила, специальная тренировка, которая необходима в противостоянии помехам.
6. Внимание можно распределять. Т. о. происходит концентрация внимания не на один объект, а на несколько одновременно. Поэтому формируются разные фокусы (центры) внимания, что способствует одновременному совершению нескольких действий, и все они остаются в поле зрения человека.
В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.
Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.[2, c. 65]
Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы