Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Психофизические и нейропсихологические исследования мышления и речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы
исследуемой проблемы.. 4

1.1 Обзор литературы.. 4

1.2 Современные психофизические
и нейропсихологические. 10

исследования мышления и речи. 10

Выводы по 1 главе: 23

Глава 2. Психофизические и нейропсихологические
исследования мышления и речи  24

2.1 Взаимосвязь
мышления и речи. 24

2.2 Нейропсихологические исследования мышления и
речи. 26

Выводы по 2 главе: 32

Заключение. 33

Список
литературы.. 34

 

  

Введение:

 

 

Актуальность тема. Проблема
взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания
является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится
наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в
котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира,
составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только
воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях.

Человек может не только
воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы,
даже если не имеет непосредственного личного опыта. То есть для человека
характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное
познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории
возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному.
Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания
животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта
к отвлеченному, рациональному сознанию.

Мышление — высшая ступень
человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира,
основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах:
образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода
новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких
объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы
мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические
механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

 Мыслительная деятельность человека неразрывно
связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два
процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли,
содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма
сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности,
обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции
определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития.
Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой
результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний
план языковой формы переработки информации.

Анализ литературы. Анализ
психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросы повышения
культуры умственно-познавательной деятельности личности были предметом
исследований многих ученых. Так, широко известны фундаментальные научные труды
Н. Талызиной. Значительное внимание вопросам личностно-ориентировочного
обучения специалистов уделяет в своих трудах В. Ягупова. Все эти ученые,
безусловно, внесли значительный вклад в решение проблем профессиональной
подготовки. Причем надо отметить, что значительное количество ученых обращало
внимание на необходимость формирования у будущих специалистов наряду с
практичностью, расчетливостью, глубиной и такое свойство умственной
деятельности, как критичность (В. Иванов, Б. Теплов и другие).

Цель исследования:
изучить
психофизические
и нейропсихологические исследования мышления и речи.

Задачи исследования:

-провести обзор
литературы по проблеме исследования

-рассмотреть современные
психофизические и нейропсихологически исследования мышления и речи;

-изучить взаимосвязь
мышления и речи;

-проанализировать нейропсихологические
исследования мышления и речи.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно ли мыслить, не
овладевая языком? Возможны ли мыслительные процессы без слов и других словесных
элементов? Не потому ли, что все наши мыслительные процессы зависят от
овладения языком и что мыслительные процессы невозможны без языковых символов
того или иного рода?

Аргументы обеих сторон
очень сильны, даже сегодня. Классический взгляд в психологии, исходящий из
ранней экспериментальной психологии, определял образ как один из
фундаментальных элементов сознания и составляющий содержание мышления. В свете
этого мышление рассматривалось как первичная способность, обнаруживаемая даже у
очень маленьких детей, а язык-как вторичная.

Некоторые последующие
эксперименты, проведенные Кульпе, Марбе и другими учеными по вопросу об образе
и мысли, пошли еще дальше и показали, что даже образы, не говоря уже о
словесных образах, не являются необходимыми для протекания мыслительных
процессов. Данные экспериментов на шимпанзе, таких как "эксперимент с
замедленными реакциями" Хантера и даже эксперименты Колерса по
"обучению прозрению", подтверждают примат мышления над языком.

В последнее время группа
психологов придерживается мнения, что мысль первична, а язык-лишь средство
организации, кодирования и декодирования наших мыслей. Они считают, что язык
определяется и контролируется нашими мыслительными процессами.

Ведущим сторонником такой
точки зрения является Дж.с. Бернер, который утверждает, что языковое поведение
или речь возможны только из-за существования общей в структуре темы в разных языках,
доязыковых процессах и механизмах, а язык только помогает кодировать и получать
эти структуры.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1
Обзор литературы

 

Мышлением
называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между
предметами и явлениями действительности. Мышление — высший познавательный
процесс, позволяющий человеку отражать в своем сознании не только внешние
особенности предметов, воспринимаемых, но и их сущность, взаимные существенные
связи между ними, которые не обнаруживаются в восприятии. Мышление – это
обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление дает нам
возможность познавать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, предусмотреть
ход и результаты собственных действий. Последняя особенность мышления позволяет
водителю прогнозировать развитие дорожно-транспортной обстановки и результаты
будущих управляющих действий [2].

Мышление,
включенное в трудовой деятельности, исследованы Б. М. Тепловым и назвали его
практическим [6]. Теплов Б. М отметил ряд особенностей практического мышления:

-оно
непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения сразу
подвергаются проверке;

-создается
план операции, который принадлежит не к символам и знакам, а к реальным
объектам или процессам;

-почти
всегда жесткий лимит времени, создает невозможность выдвижения множества
гипотез.

Процесс
активного мышления вызывается необходимостью решить какую-то задачу, с которым
человек сталкивается.

С.Л.
Рубинштейн писал: «Понимание и учет … индивидуальных особенностей имеет
огромное значение в практической жизни; без них невозможны правильная
расстановка людей и рациональное их использование. Лишь при знании и учете
индивидуальных особенностей каждого человека можно обеспечить всем людям
наиболее полное развитие и применение всех творческих возможностей и сил» [10,
с. 62]. Основательно проблема психологического мышления лидера решалась Л.И.
Уманским. Сложная, многоуровневая, тщательно проработанная теоретическая
конструкция Л.И.Уманского в несколько измененном и упрощенном виде может быть
представлена следующим образом [12, с. 58].

Направленность
на практические психологические проблемы, («психологическая избирательность»),
– это способность полно и глубоко воссоздавать психологию людей, их психическое
состояние. Ее показателями являются: — преимущественный выбор психологических
объектов из многих других; — избирательно-психологическая наблюдательность и
память; высокая восприимчивость к поведенческим проявлениям психических
процессов, свойств и состояний; — склонность к психологическому анализу,
объяснению поступков других людей и своих собственных; — сопереживание, своего
рода эмоциональная синхронность.

Мышление (англ. thinking) — это психический
познавательный процесс, состоящий в отражении отношений между предметами или
явлениями, при чем таких отношений, которые могут быть недоступны
непосредственному восприятию.

Психологическое
мышление — это совершенно особый вид мыслительной деятельности, его анализа и
синтеза, направленный на формирование и совершенствование психологических
знаний и умений, применение их в практической деятельности при общении с
индивидом.

Одной
из первых сложившихся зарубежных теорий мышления, возникшая в
XIX веке, является
ассоциативная теория. Дальнейшее развитие исследований мышления в зарубежной
психологии происходит в начале
XX века и связано с
теоретической и экспериментальной критикой ассоциативных представлений о
мышлении. Это развитие пошло по трем главным направлениям:

1)
преодоление сенсуалистических взглядов на мышление (представители Вюрцбургской
школы),

2)
отрицание методов интроспекции в исследовании мышления (бихевиоризм),

3)
разработка принципов и методов исследования мышления как продуктивного процесса
понимания (гештальтпсихология).

Дальнейшее
развитие учения о мышлении связано с особенностями концепций разных ученых,
которые обращались к изучению этой проблемы. Важным шагом в исследовании
мышления было разделение в 60-е годы
XX века Дж. Гилфорду
мышления на дивергентное и конвергентное мышление и дальнейшая разработка его
теории П. Торренсом. Дж. Гилфорд считал дивергентное мышление, которое направлено
на поиск и предусматривает много ответов, является основой креативности. Дж.
Гилфордом и П. Торренсом впервые были выделены основные параметры творческого
мышления: скорость, гибкость, оригинальность, разработанность. По мнению С.
Медника, в творческом процессе присутствует не только дивергентная, но и
конвергентная составляющая [12,
c.189]. Суть творчества,
по С. Меднику, заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном
этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. В конце 80-х – начале
90-х годов в зарубежной психологии появились когнитивные модели интеллекта.
Авторы когнитивных моделей под термином «интеллект» понимают некую систему
познавательных процессов, обеспечивающих решение задач. Одной из последних по
времени возникновения концепций креативности является «теория инвестирования»
Г. Стернберга. Согласно с ней, творческие проявления определяются шестью
основными факторами: интеллектом как способностью, знанием, стилем мышления,
индивидуальными чертами, мотивацией, внешней средой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы