Контрольная работа на тему Психодиагностика в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1.Возрастные особенности младших школьников 4
1.2.Методы психодиагностики младших школьников 7
1.3Направления психодиагностики в младшем школьном возрасте 9
1.3.1.Диагностика адаптации ребенка к школе 10
1.3.2.Диагностика мотивации к обучению в младшем школьном возрасте 11
1.3.3.Диагностика межличностных отношений в группе младших школьников 12
1.3.4.Диагностика детско-родительских отношений 13
1.3.5.Диагностика свойств личности младшего школьника 14
1.3.6.Диагностика познавательного развития 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Детство для человека – уникальное время, когда закладываются основы для всего в дальнейшей жизни. Именно в детстве человек проходит невероятно большой путь развития за столь короткие сроки. Многолетние психологические исследования позволили определить для ребенка нормы развития всех сфер его жизни: познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной коммуникативной. В этом отношении мы можем встретить фамилии знаменитых ученых, таких как Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Выготский и других. Их труды стали опорой для развития направления психодиагностики ребенка с целью определения его соответствия возрастной норме и своевременного выявления проблем и отклонений, а также для исследования индивидуального своеобразия ребенка как отдельной личности.
Нередки на этом пути ошибки и трудности ребенка, и крайне важно, насколько успешно он сними справится. Дети проживают несколько кризисных периодов, и одним из таких является возраст около 7 лет. Этот кризис связан со значительными переменами в структуре жизни ребенка: меняется его социальная роль – он становится учеником, трансформируется ведущая деятельность – теперь в центр выходит учебы, изменения претерпевают отношения с родителями – в окружении ребенка появляется новый лидер и отношения переходят на новый уровень, также ребенок попадает в новое социальное окружение и начинает более скрупулезно оценивать других людей и самого себя, соответственно.
Это непростой период адаптации, в котором крайне важно повышенное внимание к ребенку и предупреждение возможных проблем. Инструментом этому служит психодиагностика с ее разнообразными методами и методиками, которые могут использовать специалисты в работе с младшим школьником.
Заключение:
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей и на основе которой образуются основные психологические новообразования. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания — они интеллектуализируются и становятся произвольными.
Особенности возрастного этапа детей младших классов проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Психологическая диагностика как углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации, является обязательным инструментом в работе педагога и психолога с ребенком младшего школьного возраста, и его своевременное использование становится залогом успехов ребенка в обучении и становлении его как личности.
Фрагмент текста работы:
1.1. Возрастные особенности младших школьников
Знание возрастных особенностей данной категории детей становится основой для организации качественной работы педагога, выстраивания эффективного педагогического общения и, как следствие, успехов детей.
Младший школьный возраст, обозначенный границами 6-11 лет и обучением в 1-4 классах определена на основе принятой на данный момент системой образования, возрастной периодизацией, а также теорией психического развития. На протяжении всех лет психологических исследований нет единой теории, которая в полной мере отражала бы все особенности развития ребенка на данном этапе. Потому для составления общей картины развития младшего школьника стоит всегда обращаться к разным исследованиям и источникам [6, 26].
Известное понятие ведущей деятельности, определяющей особенности возраста предложил отечественный ученый Л.С. Выготский. Эта деятельность характеризуется центральным местом в жизни ребенка и определяет его активность, направленность, мотивы и действия. При том другие виды ведущей деятельности не исчезают, а продолжают параллельно функционировать. Так, в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, определяющая новые формы действий для ребенка, как уроки, выполнение домашней работы, взаимодействие с учителем, изменение структуры взаимодействия с родителями, направленное изучение чего-либо и т.п. При этом ведущая деятельность в прошлом периоде, обозначенная как игра, не исчезает – ребенок продолжает играть, более того, познание, построенное в первые годы периода в знакомой и привычной ему игровой форме имеет более высокие показатели эффективности [6].
В дальнейшем познавательные функции уже не требуют игрового подхода, и в норме к четвертому классу ученик способен произвольно заниматься именно учебной деятельностью.
Изменяются с приходом учения в жизнь ребенка и его эмоционально-волевая, коммуникативная сферы. Так, произвольное учение требует волевых усилий и снижение спонтанности. Ребенок, плавно приходящий из одной деятельности в другую, не истаптывает серьезных трудностей и естественным образом становится более дисциплинированным и организованным.
В познавательной сфере многие процессы приобретают произвольных характер, со временем ребенок осваивает, например, мнемические методы, тогда как ранее ему было доступно только механическое запоминание. На передний план для младшего школьника выступает мышление – оно необходимо для таких базовых методов обучения, как анализ, синтез, логические цепочки. Познавательное развитие в норме позволяет ребенку осваивать продуктивно программу обучения, расширять кругозор и познавать мир и его устройство [13].
Немаловажным на данном этапе является мотивация к обучению. Успехи на пути освоения новых знаний приводят к снижению мотивации при условии ошибочного подкрепления и, как следствие, потери интереса к дальнейшему обучению и отставании в программе. Мотивационная сфера в младшем школьном возрасте неустойчива и требует постоянного внимания и позитивного подкрепления. В непродуктивном педагогическом общении ребенок может столкнуться с таким явлёным как сравнивание с другими учениками или пример в лице других успешных учеников. Педагог ошибочно использует подобные приемы для повышения мотивации, что, к сожалению, носит абсолютно противоположный характер. Тем не менее социальное окружение ученика может быть хорошей основой для мотивации.
Так, первым, кто приходит в социальное окружение младшего школьника – это учитель. Он выступает новым леером и образцом поведения. Нередко младшие школьники на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь» отвечают «учителем» — по образу своего актуального лидера. Не менее сильное значение имеют одноклассники. Младший школьник стремится стать частью группы и наблюдает за сверстниками. Происходит оценка их поведения и своего, сравнение, корректировка в определенных случаях. Так формируется самооценка ребенка, которая еще долгие годы после нестабильна и зависит от социального окружения [26].
Массовые изменения в жизни ребенка могут оказывать травмирующее действие при отсутствии должных благоприятных условий для адаптации. В этом процессе принимают участие педагоги, оценивая и корректируя при необходимости условия. Обязательно взаимодействие не только с самим ребенком, но со всем его социальным окружением [21].
Семья как социальный институт не теряет своего значения и остается главным формирующим звеном. Несмотря на смену лидера в младшем школьном возрасте, родители по-прежнему самые близкие и значимые взрослые, чье влияние на ребенка неоспоримо. Особенности выстраивания детско-родительских отношений отражаются буквально на всех сферах развития младшего школьника – его эмоциональная стабильность зависит от обстановки в семье, успехи, поддерживаемые дома, закрепляются и стимулируют дальнейшее стремление к учебе, уровень самостоятельности и самоорганизованности развивается в соответствии с границами, выставленными родителями и также скорость познавательного развития в совокупности со всеми другими сферами может изменяться из-за особенностей детско-родительских отношений [13].