Контрольная работа на тему Психическое в личности. Сознание и бессознательное.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 Эволюция и периодизация развития психики
2 Периодизация развития психики
3 Структура психики по З. Фрейду
4 З. Фрейд: бессознательное и сознание
Список используемой литературы
Введение:
В
естественной науке предпринимались разные попытки придать психике конкретное
место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой наделена вся
природа, в том числе и неживая (например, камни). Биопсихизм описывал психику
как присущее всему живому, в том числе растениям. Антропопсихизм утверждал, что
психика присуща только человеку, а животные, как и растения – это «живые
автоматы». Нейропсихизм говорил о том, что психика есть только у тех живых
существ, у которых есть нервная система[1].
Все
вышеперечисленные теории рассматривали критерии психики как внешние по
отношению к форме существования организма. Психика приписывалась какому-либо
живому существу не потому, что у существа были конкретные поведенческие
характеристики, а потому, что оно принадлежало к конкретному классу объектов.
Другая
группа теорий рассматривает психику исходя из внутренних, функциональных
критериев. Данные теории уже развивались позже. Критериями присутствия психики
для таких теорий являются: способность к поисковому поведению, способность к
«гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде,
т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию»
действия во внутреннем плане и др.
Целью
данной работы является рассмотрение психического,сознания и бессознательного в
личности.
Задачи:
1) Анализ
эволюции и сущности развития психики.
2) Характеристика
структуры психики по З. Фрейду.
3) Описание
бессознательных и сознательных структур психики по З. Фрейду.
Заключение:
Психика
формируется вследствие приспособления животных к окружающей среде. Но каким
образом она формируется – здесь существует несколько гипотез. Как полагает А.
Н. Леонтьев, инициатором возникновения психики являлся переход от жизни в
гомогенной среде к среде дискретной. Чувствительность сформировалась на основе
раздражимости. И это был качественно новый способ отражения. И дело не только в
формировании субъективной части отражения. Формируется способность организма
отражать объективные связи между характеристиками среды .
Для
появления предпосылок развития отражения должна была появиться устойчивость
между объектами ли их свойствами. Такая связь могла обеспечиваться
вещно-оформленной средой.
Частными
показателями развития психики считаются совершенствование (линии психического
развития):
1) области познания (формирование интеллекта,
развитие механизмов познания),
2) психологической структуры и содержания
деятельности (практической деятельности) — постановка целей, мотивов и их
соотношения, ознакомление с новыми способами и средствами деятельности,
3) личности (эмоционально-потребностной сферы)
(направленности, ценностей, самосознания, самооценки, взаимодействия с
социумом).
Психическое
развитие – это закономерные трансформации явлений самой психики, выраженные
временным интервалом в виде качественные, структурных и количественных
изменений. Развитие психики нельзя анализировать как простое сокращение или
рост каких-либо показателей, как простое повторение того, что было. Развитие
психики предполагает формирование новых качеств и функций и в то же время
трансформации уже существующих форм психики .
В
понимании З. Фрейда бессознательное представляет собой два отдельных процесса
психики: предсознательное и вытесненное бессознательное. И то, и другое,
является бессознательным. Только последнее – это динамический аспект психики.
Итак, появляется три термина: «сознательное», «предсознательное» и
«бессознательное». В классическом психоанализе Фрейда познание бессознательного
соотносится с возможностями встречи предметных представлений с конструкциями
языка. В психоаналитическом сеансе наблюдается диалог между аналитиком и
пациентом, где обороты языка и его конструкции – это фундамент для
проникновения в бессознательное.
З. Фрейд уделял особое
внимание бессознательному вследствие постоянного наблюдения за невротиками,
анализа сновидений. Для него бессознательное не было абстрактным понятием,
связанным с демоническими терминами, без содержания.
Базируясь на структурном
подходе к анализу души, Фрейд предложил дифференцировать следующие инстанции:
Оно (Ид), Я (Эго) и СверхЯ (СуперЭго). Это было сделано им в работе «Я и Оно»[1] (1923).
В
Оно все подчиняется принципу удовольствия. Я – это олицетворение здравого
смысла и благоразумия. Я – это область сознательного. Я соединяет между собой
бессознательное, внутреннюю составляющую человека и реальность. Я – это часть
Оно, представитель реального мира в душе человека. В противоположность
неорганизованному Оно, Я нацелено на упорядоченность процессов в психике и к
замене приоритетного в Оно удовольствия реальностью. Я – это действительность и
разум, оно стремится руководить движением, которое есть у Оно. Я пытается
управлять Оно, направлять его в социально нужную сферу. Оно хочет реализовывать
свою программу. Часто Я идет на поводу у Оно.
Я
представляет собой трансформированную часть Оно. Внутри Я есть разделение на
Сверх-Я и Я-идеал. Если у человека присутствует мания, то Я и Я-идеал сливаются
друг с другом. У меланхоликов же они расходятся.
Конфликты,
по мнению З. Фрейда, представляют собой столкновения Оно и Я, конфликты между Я
и Я-идеалом.
Уделяя
внимание сексуальному влечению, З. Фрейд дифференцировал сексуальный объект, то
есть лицо, на которое нацелено влечение, и сексуальную цель, то есть действие,
на совершение которого влечение направлено.
Психоаналитическое
понимание объекта, цели и источника влечения З. Фрейд дополнил представлениями
о силе влечения. Либидо является силой, которая измеряет возбуждение
сексуального характера. Эта сила направляет сексуальную деятельность человека и
дает возможность описывать процессы психики, в том числе неврозы.
Фрагмент текста работы:
1
Эволюция и периодизация развития психики
Естественные науки
говорят о том, что психика формируется как ответ на адаптивное приспособление к
окружающей среде.
Значит, формирование и
развитие психики у животных связано с общим эволюционным законом, когда
закрепляется то, что биологически полезно.
А. Н. Северцов развивает
данное представление и говорит о двух совершенно разных способах адаптации
живых существ к изменениям среды:
1) При помощи
трансформации строения и работы органов (общий для растительного и животного
мира);
2) При помощи
трансформации поведения без изменения организации (присутствует только у
животных и связан с развитием психики). Внутри этого способа А. Н. Северцов
дифференцирует два разных направления, одно из которых – медленные
трансформации наследуемых форм поведения —
инстинктов. Изменение инстинктов происходило под воздействием изменений
внешней среды. Эти изменения коррелировали с изменением морфологической
организации животного мира[1].
Другая направленность –
развитие способности к индивидуальному научению (способность к «разумным
действиям», то есть быстрым трансформациям поведения, которые не фиксировались
и не передавались по наследству, поскольку их преимуществом была высокая
пластичность).
Значит, психика
формируется вследствие приспособления животных к окружающей среде. Но каким
образом она формируется – здесь существует несколько гипотез. Как полагает А.
Н. Леонтьев, инициатором возникновения психики являлся переход от жизни в
гомогенной среде к среде дискретной. Чувствительность сформировалась на основе
раздражимости. И это был качественно новый способ отражения. И дело не только в
формировании субъективной части отражения. Формируется способность организма
отражать объективные связи между характеристиками среды[2].
Для появления предпосылок
развития отражения должна была появиться устойчивость между объектами ли их
свойствами. Такая связь могла обеспечиваться вещно-оформленной средой.