Контрольная работа на тему Психическое развитие в младенческом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1.1. Анализ научных концепций психического развития 3
1.2. Особенности психического развития в период младенчества. Возрастные новообразования 5
1.3. Развитие речи и общения в младенчестве 9
1.4. Особенности сенсомоторного развития в период младенчества 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение:
Актуальность исследования особенностей психического развития в младенческом возрасте обусловлена происходящими в современном обществе социокультурными изменениями, диктующими необходимость разработки новых концепций воспитания и развития личности, начиная с периода раннего детства.
Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Младенчество характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся к окружающей среде. На первом году жизни происходит интенсивное созревание центральной нервной системы, множества психофизиологических параметров, обеспечиваются возможности для психического развития ребенка. В качестве основных факторов, детерминирующих развитие в этом возрасте, можно выделить следующие: предметно-манипулятивная деятельность и эмоциональное общение со взрослым; биологические факторы (генетические, физиологические и т.д.),и др. Основным фактором, влияющим на становление активности ребенка, выступает общение ребенка со взрослым, определяющее его отношение к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему.
Цель: изучить особенности психического развития в младенческом возрасте.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Проанализировать научные подходы к рассмотрению психического развития в период младенчества.
3. Охарактеризовать специфику психического развития в младенчестве.
4. Сформулировать полученные выводы.
Заключение:
Среди ведущих возрастных новообразований в период младенчества можно назвать такие, как развитие комплекса оживления и закономерное его исчезновение к концу первого года жизни; развитие совокупности голосовых проявлений (крик, гукание, гуление, лепет); появление указательных жестов (жестикуляции); различение близких взрослых и незнакомых избирательно-дифференцированного характера; развитие умения к самостоятельному передвижению посредством ползания и ходьбы; перестройка социальной ситуации развития; совершенствование способов взаимодействия со взрослыми в предметно-манипулятивной деятельности; зарождение мотивирующих представлений; появление гипоболических реакций (аффективных состояний); развитие познавательной активности посредством операциональной стороны познания (голосовые, двигательные и эмоциональные реакции на действия с предметами); развитие сенсомоторики; формирование образа самого себя; проявление активности; преобладание инициативности над реактивностью.
Ведущей деятельностью младенцев является ситуативно-личностное (или эмоциональное) общение со взрослым, в процессе которого удовлетворяются ведущие потребности ребенка во внимании и одобрении со стороны взрослого. К началу второго полугодия у ребенка вырабатывается потребность в сотрудничестве, соучастии с взрослым для достижения желаемых целей в условиях ограниченных возможностей. Общение переходит в форму ситуативно-делового взаимодействия. Для своевременного развития предметно-манипулятивной деятельности необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня в развитии ситуативно-личностного общения для преобразования ситуативно-личностного общения в ситуативно-деловое.
Фрагмент текста работы:
1.1. Анализ научных концепций психического развития
Попытки подойти к характеристике качественного своеобразия структуры психологических особенностей детей разных возрастов предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными. Теория Ч. Дарвина оказала большое развитие на зарождение первых концепций детского развития. Среди наиболее ярких представителей психологических теорий можно выделить Э. Геккеля (концепция рекапитуляции).
Ст. Холлом теория психического развития основывалась на наличии рудиментарных функций у ребенка. А. Гезелл и Л. Термен изучали роль наследственного фактора Б. Скиннер (бихевиоризм) утверждал, что психические процессы не имеют никакого отношения к поведению. Теория речевого такта (К.Л. Бюлер) основана трех основных стадиях психического развития: инстинкт; дрессура и интеллект.
П.М. Якобсон описывал достижения ребенка в процессе психического развития, на построение норм развития. В основе исследований находится изучение природы младенчества и раннего детства. Специфика возрастных изменений трактуется им с точки зрения обусловленности наследственным фактором. Ученый отмечает, что в первые годы жизни ребенок воспроизводит историю развития человечества, и в то же время рассматривает детство в качестве продукта эволюции. В отличие от животных, у человека детство отличается продолжительностью и качественно иными характеристиками. Главенствующую роль в психическом развитии выполняет созревание нервной системы, и показателем развития является темп. В соответствии с законом развития на начальных этапах психического развития темп является максимальным, с возрастом происходит существенное снижение темпа. и от 0 до1 года — максимальный темп развития [11].
Э. Эриксон утверждал, что развитие продолжается в течение всей жизни, и для каждой стадии развития свойственен именно ей присущий конфликт, разрешение которого является предпосылкой для перехода на следующий этап [9]. Так, от рождения до года возникает конфликт между доверием и недоверием.