Контрольная работа на тему Протестантизм в России и его взаимоотношения с Православием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Ключевые отличия
православия от протестантизма. 3
Протестантизм в
России с XVI по конец XIX века. 4
Протестантизм в
России в XX веке. 7
Протестантизм в XXI
веке: отношение православных к протестантам 10
Заключение. 14
Введение:
На протяжении всей своей истории Россию населяли десятки, сотни различных народов. Каждый из них изначально развивался по своему особому историческому пути, накапливал за своими плечами уникальный культурный опыт, защищая свой язык и свои особенности общественного устройства. Это приводило к тому, что народы на Руси неизбежно отличались друг от друга. Последствия этих различий проявлялись в значительном усложнении задачи образования единого государства. Решением этой проблемы через объединение славянских народов занялся Владимир I еще в X веке. Ключевым инструментом для проведения этого объединения он избрал религию – христианство. Так, начиная с крещения Руси в 988 году, оно неизбежно распространялось по русской земле.
С тех пор православие исторически стало наиболее распространенной религией в России. По состоянию на 2012 год в стране проживало 58,8 млн. людей, причислявших себя к православию, что составляет более половины всех граждан страны. Вторую по значению религию – ислам, в России исповедует в разы меньшее количество людей, составившее 9,4 млн. человек. Еще меньше в стране язычников и буддистов – 1,7 млн. и 700 тыс. человек соответственно. Совсем же мало в России представителей протестантизма (400 тыс.) и католичества (140 тыс.).
Становление России как национального государства привело к тому, что представители различных конфессий были вынуждены сосуществовать рядом друг с другом в рамках единой страны. Здесь интересным представляется вопрос о том, как, собственно, проходит это взаимодействие вероисповеданий. Особенно интересно рассмотреть взаимоотношения православия и протестантизма, как частей одной и той же мировой религии.
Заключение:
Протестантизм в России
имеет долгую и богатую на события историю. Появившись на Руси примерно в то же
время, что и в Европе, он медленно, но верно с течением веков распространялся
по русской земле. Хоть число протестантов и увеличивалось от десятилетия к
десятилетию, развитие этого религиозного направления сопровождается как
светлыми, так и темными периодами истории. Если первоначально, еще при Иоанне IV Грозном последователи протестантизма
могли относительно спокойно жить на русской земле, то уже при царе Алексее Михайловиче
и Петре I
их общественная деятельность жестко ограничивалась. Положение протестантов на
время изменилось в лучшую сторону при Анне Иоанновне, а после нее, начиная с Александра
I
и заканчивая Николаем I,
к ним формировалось нейтральное, но настороженное отношение со стороны светской
и церковной власти.
До начала XX века положение протестантов в
российском обществе можно было бы охарактеризовать как «шаткое». Несмотря на то,
что уже ко второй половине XIX
века
в Российской империи исторически сформировались крупные общины русских
протестантов, до 1905 года их правовой и общественный статус оставался
неопределенным. С указом от 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости»
начался расцвет протестантского движения, продолжившийся вплоть до 1929 года и
начала антирелигиозных гонений. Весь период СССР протестанты существовали в
рамках закрытой субкультуры в силу внешних обстоятельств. С развалом СССР
протестанты начали выходить из подполий и все активнее участвовать в
общественной и социокультурной жизни России. Отношение же к современным
протестантам со стороны православных граждан является скорее отрицательным. Среди
причин негативного отношения отмечается закрытость и изолированность
протестантских общин, а также мнение вольного трактования Библии протестантами.
Фрагмент текста работы:
Ключевые отличия православия
от протестантизма
Прежде чем приступать к
исследованию вопроса развития протестантизма в России и особенностях его
взаимоотношений с православием, необходимо дать общую характеристику каждому из
двух вероисповеданий. Несмотря на то, что они оба являются ответвлениями из
одной мировой религии – христианства, между ними, помимо сходств, существует и
множество различий.
Первое ключевое отличие
православия и протестантизма можно увидеть уже в их путях исторического
развития. Православие как одно из христианских направлений, наряду с
католичеством, оформилось в 1054 году. В это время в Европе происходит Великая
схизма – крупный конфликт внутри христианской церкви, приведший к ее разделению
на православие и католичество. Протестантизм же зародился намного позже, в
период позднего Средневековья. Начало ему положила реформаторская деятельность
богослова Мартина Лютера, которого в 1521 году католическая церковь осудила как
еретика. Поводом к обвинению стало то, что Лютер поставил под вопрос ключевые
положения христианства, предложив свое видение веры в рамках знаменитых «95
тезисов».
Именно Мартин Лютер в
своих религиозных трудах заложил основы протестантской веры. Ее база строится
на главных положениях христианства, а именно на представлениях о Боге как о
творце мира, существовании Святой троицы (Отец, Сын и Святой дух) и
первородного греха (греховной сущности каждого человека), а также идее спасения
человека посредством веры. Однако протестантизм стоит на своих собственных
столпах, к которым можно отнести признание Священного Писания (Библии) в
качестве исключительного авторитета, в отличие от православия, которое признает
и Священное Писание, и Священное Предание. Протестанты признают спасение только
посредством веры, в то время как православные считают, что «вера без дела
мертва»[1]. Первые полагают, что
каждый уверовавший человек священен, напрямую связан с Богом. Вторые же делят
общество на клир и мирян, где лишь духовенство обладает исключительным правом
трактовки Библии и отпущения грехов.
Кроме того, различия
между двумя направлением христианства наблюдаются и в их отношении к таинствам,
обрядам, институтам церкви. Так, православие признает все 7 церковных таинств, в
то время как протестантизм отказался от большинства из них, оставив только 2
(таинство Крещения и Причастия). При этом в момент причастия хлеб и вино
протестанты воспринимают чисто символически, в то время как православные
принимают эти предметы за плоть и кровь Христа. Последователи православия почитают
священные иконы и молятся на них, считая их за Первообраз. Протестанты же
выступают против почитания икон, воспринимая это как идолопоклонство. Они также
не поминают умерших в молитвах. У протестантов, в отличие от православных, нет
института монашества и целибата, а также имеется традиция женского священства. Они
молятся в довольно скромных храмах, в которых отсутствуют иконы, колокола, мощи
святых, свечи и любые проявления роскоши. [1] Спасение //
Азбука веры [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/spasenie (дата обращения:
22.10.2020).