Контрольная работа на тему Процесс психолого-педагогической диагностики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ПРОЦЕСС
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 1.
Психодиагностический процесс
Диагностическую
деятельность психолога можно представить в виде процесса, который имеет разные
этапы переработки информации, которые ведут к вынесению решения — диагнозу и
прогнозу. Таким образом, результатом психодиагностического процесса является
психологический диагноз.
Выделяют
такие этапы психодиагностического процесса:
· Сбор данных в соответствии с задачей
исследования;
· Переработка и интерпретация данных;
· Принятие решения (диагноз и прогноз)[1]. 2.
Характеристики психодиагностического процесса по форме его реализации, по
содержанию, по степени сложности
В
словаре-справочнике под авторством Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М. выделяются два
пути в процессе переработки и
интерпретации диагностических данных: клинический и статистический подходы[2].
· Клинический подход
прежде всего опирается на опыт психодиагноста, его профессиональную интуицию.
Как считал А. Анастази, этот подход характеризуется доверием к субъективному
суждению.
· Статистический
же подход, напротив, подразумевает под собой учет неких объективных (а
именно количественных) показателей. Это показатели проходят статистическую
обработку в виде, например, уравнения регрессии.
Прогнозы
какого из подходов можно считать наиболее эффективными? Исследования,
опубликованные в зарубежной литературе, демонстрируют более высокую
эффективность статистического прогноза.
Однако
для того, чтобы психодиагностический процесс мог считаться полноценным,
необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не
их противопоставление, ведь каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.
Существует
два уровня, на которых может осуществляться интеграция разнородных данных в
ходе целостного психодиагностического процесса — эмпирический и теоретический
уровни[3].
· Эмпирический уровень
подразумевает разработку схемы сопоставления результатов отдельных методик без
обращения к их теоретическим концепциям. В качестве примера можно привести
пятибалльную шкалу.
· Теоретический уровень
сложнее, чем эмпирический, и заключает в себе систематизацию полученных в ходе
психодиагностического обследования результатов на основе некоторой теории и
выражение этих результатов в понятиях этой теории.
Современная
психодиагностика предлагает огромное количество разнообразных методик, каждая
из которых имеет измерительно-испытательную направленность[4].
Весь арсенал методик в основном укладывается в трех основных диагностических
подходах: объективном, субъективном и проективном. Некоторые из
конкретных психодиагностических методик сложно однозначно отнести к какому-либо
подходу, они занимают как бы промежуточное положение между подходами. Впрочем,
между диагностическими подходами нет и не может быть каких бы то ни было четких
границ[5]. [1] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник
для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. С. 139. [2] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2000. С. 113. [3] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2000. С. 113. [4] Большая энциклопедия психологических
тестов. – М.: Эксмо, 2008. С.14. [5] Там же.
Фрагмент текста работы:
1. Процесс психолого-педагогической диагностики
Провести анализ литературы по психодиагностике и выделить:
1. Психодиагностический процесс
Последовательность действий принято обозначать как психодиагностический процесс. Его этапы в своей совокупности образуют модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций, которая отражает структурную организацию специалистом своей активности при решении конкретной психодиагностической задачи – ход аналитико-синтетического преобразования различной информации о человеке и его проблеме, в результате которого рождается диагностический вывод (решение), формулируется психологический диагноз.
Основополагающие принципы организации психодиагностической деятельности в сфере образования и описание последовательности психодиагностического процесса были разработаны еще в 1930–х гг. Л. С. Выготским в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства».
Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу.
Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки.
2 Характеристики психодиагностического процесса по форме его реализации, по содержанию, по степени сложности
.По форме осуществления он представляет собой опос¬редованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психоло¬гического диагноза. По содержанию — выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или состояния психи¬ческого комфорта. По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами — сложная процедура, требующая для своей реали¬зации специальной подготовки психодиагноста. Сложно¬сть проявляется в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок и между которыми существует установленная или меняющаяся в зависимости от конкретных обстоятельств по-следовательность.
В качестве описания этапов психодиагностиче¬ского процесса выступает психодиагностограмма, содержащая ал¬горитмы проверки диагностических гипотез с указанием методиче¬ских приемов и оценочных инструментов и создающая необходи¬мые условия для реализации каждого этапа диагностического про¬цесса.
Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокраще¬ния психодиагностической процедуры, повысить точность диагно¬стирования.
3. Этапы психодиагностического процесса
Схема диагностического процесса предложена Л. Ф. Бурлачуком ,который выделяет три основных этапа:
1. сбор данных в соответствии с задачей исследования;
2. переработка и интерпретация их;
3. принятие решения.
На первом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни), беседы, в которой выясняется прошлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагностических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных, формулируется диагностическая задача, делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, проводится обследование. Результаты последнего определяются типом методик и фиксируются в виде «профиля личности», стандартных величин, полученных путем преобразования «сырых оценок».
На втором этапе перерабатываются и интерпретируются полученные данные на основе гармонического сочетания двух подходов: клинического, близкого к суждениям здравого смысла и ориентированного на опыт и интуицию диагноста, и статистического, предусматривающего учет объективных количественных показателей. Упорядочение и сведение в систему диагностических показателей нередко осложняется, когда используемые методики опираются на различные теоретические положения. В этом случае интеграция разнообразных данных осуществляется либо на эмпирическом уровне посредством разработки схемы, позволяющей проводить условное сопоставление результатов отдельных методик (например, путем разработки пятибалльной шкалы, противоположные полюсы которой характеризуют «высокие» и «низкие» показатели каждой методики), либо путем теоретического обобщения и систематизации диагностических данных на основе понятий какой-либо одной теории личности.