Контрольная работа на тему Проблемы соотношения экспериментального подхода и наблюдения, психологического моделирования и статистического анализа данных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Анализ взглядов на соотношение экспериментального подхода и наблюдения, психологического моделирования и статистического анализа данных 4
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Введение:
Психология, как и любая другая область научного знания, нуждается в объективных методах исследования. Необходимо использовать такие методы в научных исследованиях данного направления, которые бы позволяли достоверно и надежно измерять психологические феномены, отслеживать закономерности их развития, степень воздействия на них разнообразных факторов.
Сложность в подборе и разработке методов состоит в том, что объект и предмет исследования достаточно сложен. Исследуемые явления (психологические качества и процессы, навыки общения и др.) невозможно увидеть, процесс исследования всегда имеет определенную долю субъективности, психические феномены иногда переплетены настолько тесно, что сложно разделить их в том случае, когда требуется исследовать что-то одно.
В настоящее время в психологии существует большое количество различных методов: наблюдение, эксперимент, развивается такое направление как моделирование, применяются математические методы анализы, что, несомненно, повышает уровень объективности проводимых исследований.
Однако ученые про-разному рассматривают соотношение методов, применяемых в исследовании, высказывают разные представления о том, какие методы должны быть доминирующими, а какие – выполнять исключительно вспомогательную роль.
Анализ некоторых публикаций по данной проблеме позволяет лучше понять все разнообразие взглядов, которое существует в данной сфере представлений.
Заключение:
Таким образом, анализ научных публикаций, касающихся соотношения различных методов и особенностей их применения в психологии позволяет сделать следующие выводы.
В настоящее время не сложилось единого взгляда на то, какие методы должны стать доминирующими в психологическом исследовании, причем данная тенденция существовала еще в начале XX века. Противоречие и разногласия между учеными не разрешились и до сих пор.
Наибольшее количество дискуссий, с данной очки зрения, касается применения математических методов в психологии. В данном направлении высказывается большое количество точек зрения, от самых крайних до разумно-умеренных.
Так, например, часть исследователей высказывает мнение, что именно применение математических методов стало той основой, которая сделала психологию наукой, преобразовав исследования, которые зачастую носили умозрительный характер строго научные выкладки.
Другие исследователи склоняются к тому, что применение математических методов в психологическом исследовании обладает не большей объективностью, чем любой другой метод, применяемый в психологии. Это обусловлено сложностью тех объектов, которые изучаются психологами, невозможностью их непосредственного наблюдения. Соответственно оперирование математическими символами и понятиями в данном случае не имеет смысла и играет роль исключительно внешнего оформления и своеобразной игры на публику.
Однако наиболее разумной нам представляется точка зрения, в рамках которой математические методы рассматриваются как полноценный и полноправный методы психологического исследования, который должен использоваться исключительно в совокупности с другими рассматриваемыми методами: наблюдением, экспериментом, моделированием.
Действительно, можно говорить о том, что с введением математических методов в психологию проводимые исследования обрели большую объективность и достоверность. Так, например, снизился уровень субъективного отношения со стороны исследователя. Достаточно сложно подтасовать факты, значимость которых не подтверждается математическими вычислениями.
Кроме того, применение математических методов стало той основой, которая позволяет объективно измерять уровень развития и проявления того или иного качества.
Методы математической статистики позволяют установить достоверность, значимость исследуемых фактов и полученных данных, наличие взаимосвязи между феноменами.
Однако все остальные методы сохраняют свою ценность. И наблюдение, и эксперимент являются теми бесценными методами, которые позволяют собрать эмпирические данные о психологических явлениях, которые впоследствии будут обработаны с помощью математических методов. Наблюдение и эксперимент имеют свои особенности исследования, соответственно могут применяться в разных видах исследования, соответственно можно говорить о равноправии данных методов исследования.
Таким образом, можно говорить о том, что каждый из рассматриваемых методов является необходимым компонентом психологического исследования, с помощью которого достигается полнота, глубина, объективность, достоверность и надежность, научность полученных в исследовании знаний.
Фрагмент текста работы:
Тихонова Э.В. в своей статье обращается к истории развития психологии и к трудам А.И. Введенского, который рассматривал соотношение методов наблюдения и экспериментирования в начале XX века.
Так, она указывает на то, что А.И. Введенский придерживался мнения о том, что основным методом исследования в психологии должен быть метод самонаблюдения. Это обусловлено тем фактом, с его точки зрения, что процессы происходящие в душевной и психической жизни конкретного человека могут осознаваться только непосредственно им самим.
А.И. Введенский выделял несколько видов самонаблюдения. Первым видом является индивидуальное самонаблюдение, которое осуществляет конкретный человек в отношении себя, когда наблюдает за своими психическими процессами непосредственно в данный момент, либо вспоминает определенные чувства, ощущения и др. из прошлого. Самонаблюдение может быть также коллективным: оно происходит в процессе анализа различных документов, например, дневников, или в форме анкетирования, опроса.
Самонаблюдение становится также основанием для организации всех остальных методов исследования в психологии: специалист не имеет возможности непосредственно наблюдать психологические феномены, а может только отмечать определенные косвенные внешние признаки: выражение лица, поза и др.
Однако А.И. Введенский не отрицал значения эксперимента, который в период его активной деятельности начал развиваться в психологической науке. Однако он оговаривал некоторые особенности применения эксперимента: во-первых, объект исследования за счет самонаблюдения получает представление о феномене до начала любого эксперимента; во-вторых, эксперимент существовал всегда в психологии и заключался в измерении наблюдаемых психологических феноменов, иными словами, эксперимент – это частный случай наблюдения. Кроме того, он говорит о том, что эксперимент может быть использован в психологии в крайне ограниченном количестве случаев в том числе потому, что сложно добиться повторного идентичного воспроизведения исследуемых психологических процессов. Со взглядами А.И. Введенского были согласны многие представители психологической науки начала XX века.
Таким образом, можно говорить, что в начале прошлого века в соотношении наблюдения и экспериментирования преобладало наблюдение, в некоторых случаях такой подвид наблюдения, как самонаблюдение, а эксперимент выступал лишь вспомогательным средством исследования в крайне ограниченном количестве случаев.
Группа авторов Жанбаева Л.А., Абитиярова А.А., Керимбекова Р.А., Жунисбекова Ж.А., Койшибаева Н.И., Рысбаева С.Ж. в своей статье рассматривают особенности применения математических методов в психологии, их соотношение с другими методами исследования, а также некоторые особенности построения моделей в экспериментальном исследовании.
Так, рассматривая значение математических методов в психологии, они говорят о том, что психология обрела вид научного знания именно с внедрением в психологию математических методов обработки. Использование данных методов является залогом объективности полученных результатов, позволяет выработать определенную меру по отношению к психическим явлениям, соответственно появляется возможность сравнивать их и определять силу воздействия, уровень ответной реакции на воздействие. Кроме того, данные авторы указывают на то, что в отсутствие математических методов в психологическом исследовании, его результаты теряют практическую ценность и, соответственно, не имеют смысла, так как остаются умозрительными.
Таким образом, математические методы выполняют роль одного из базовых разделов психологии. На математических измерениях должна базироваться разработка любых новых психодиагностических методов и методик, анализ их валидности их. Однако исследователи указывают, что математические методы не должны вытеснять абсолютно психологическую составляющую, необходимо соблюдать разумную пропорцию между применением разных групп методов. Оптимальной формой организации психологического исследования является такая, при которой психологи и математики действуют совместно.
Кроме того, в данной статье затрагивается проблема моделирования в психологии. Так, авторы указывают на то, что моделирование в психологии также должно строиться в рамках математических методов. Модель, которая возникает в результате подобной деятельности, должна обладать определенной «физической» направленностью, иными словами, описывать все параметры, которые входят в исследуемый процесс и могут оказывать воздействие на результат исследования.
Соответственно, в данном случае, если говорить о соотношении математических методов исследования и моделирования, то можно говорить о том, что моделирование является одним из методов и основывается на математических методах.
По отношению к остальным методам исследования в психологии данные авторы выдвигают точку зрения о том, что математические методы являются равноправным структурным элементом психологического исследования, более того, это именно та группа методов, которая отвечает за объективность, достоверность и надежность полученных данных, соответственно, результаты любого психологического исследования должны быть подвергнуты математической обработке данных.
Кадина И.В., Нестеренко Д.Н. Также рассматривают особенности применения математических методов в психологических исследованиях. Данные исследователи описывают две точки зрения на применение математических методов психологии, которые существуют в настоящее время. Так, одна группа ученых склоняется к мнению, что математика должна пронизывать все виды и формы исследований в психологии и сопровождать все остальные методы.
Другая группа ученых, напротив, высказывает точку зрения о том, что использование математических методов в психологии не имеет смысла в силу специфики исследуемого объекта и превращается в пустое оперирование математическими символами.
Авторы рассматриваемой статьи говорят о том, что обе приведенных позиции являются крайними, соответственно, необходимо выработать определенное адекватное отношение к применению методов математики в психологии и пониманию их значения.
Проанализировав историю развития психологических методов и исследования, ученые делают следующие выводы.
В применении математических методов в психологии существует ряд определенных проблем. Первой существенной проблемой можно назвать проблему языка и коммуникации математиков и психологов. Так, зачастую психологам бывает достаточно сложно объяснить математикам суть предстоящего исследования, тех параметров, которые подлежат измерению. Однако перед психологами часто встает необходимость количественного измерения разнообразных качеств, например, нейротизма, уровня тревожности и др. Соответственно, в случае, когда между математиками и психологами достигнуть взаимопонимание, для психологии открывается доступ к количественным измерениям и возможностям построения математических моделей исследуемого явления, описания его в объективных параметрах.
Наиболее естественный путь, которым математика «проникает» в психологию является математическая статистика. Современная статистика является разделом математики. При этом многие статистические процедуры достаточно просты и легко выполнимы.