Контрольная работа Педагогика/Психология Спецсеминар по актуальным проблемам современной психологии

Контрольная работа на тему Проблемы изучения эмоционального состояния и стрессоустойчивости. Особенности диагностики в психологии здоровья

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Изложение основного материала 4
Заключение 12
Список литературы 13

  

Введение:

 

Проблема изучения эмоционального состояния и стрессоустойчивости в научных исследованиях рассматривалась как проблема барьера психической адаптации человека, эмоциональной устойчивости и способности контроля эмоций. Ряд исследователей основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, состоящую из определенных цепей.
К стрессоустойчивости относят разнообразные копинг-механизмы и механизмы психологической защиты, на которые влияет локус контроля, этнический фактор, тип ВПД, психические и соматические заболевания.
Все исследователи отмечают, что стрессоустойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях. Проблема устойчивости к стрессу нашла свое отражение в работах общей, инженерной психологии, психологии труда, психологии спорта, социальной психологии, этнопсихологии и т. д.
Целью данной контрольной работы является изучение эмоционального состояния и стрессоустойчивости.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
— раскрытие сущности эмоционального состояния и стрессоустойчивости;
— определение и анализ методологических принципов исследования природы эмоционального состояния и стрессоустойчивости;
— рассмотрение диагностики эмоционального состояния и стрессоустойчивости в психологии здоровья.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщая основные подходы к проблемам изучения эмоционального состояния и стрессоустойчивости, можем обозначить, что наиболее близкой нам представляется позиция, согласно которой стрессоустойчивость только частично зависит от типа нервной системы, свойств темрамента, других нейрофизиологических показателей. Детерминантами стрессоустойчивости является совокупность структурных компонентов личности: нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических. Как интегральная характеристика психического развития, стрессоустойчивость формируется в процессе онтогенеза человека на основе генетически обусловленных индивидуальных характеристик в условиях конкретного социального окружения на основе нейродинамики, темперамента, психических процессов, направленности, приобретенного опыта, характера, самооценки, способностей и тому подобное.
В контрольной работе предпринята попытка изучения стрессоустойчивости через отраженение в сознании показатели психического состояния и поведенческих характеристик, исключив при этом из рассмотрениюя показатели результативности выполнения определенных задач, а также особенности протекания психических процессов, например, в условиях искусственного созданного стресса. Основанием для такого выбора является, во-первых, желание глубже изучить диагностические возможности ряда методик, которые традиционно рассматриваются при исследовании феномена «стрессоустойчивость». С другой стороны, такой подход соответствует теоретической модели нашего исследования.
Раскрыты основные направления исследования стрессоустойчивости. Рассмотрены детерминанты стрессоустойчивости, структурные компоненты личности, стрессоустойчивость как интегральная характеристика психического развития и интегративная свойство личности.

   

Фрагмент текста работы:

 

В методологическом аспекте исследование природы эмоционального состояния и стрессоустойчивости основывается на основных научных положениях теории психической регуляции (С. Рубинштейн, А.К. Тихомиров) и произвольной саморегуляции (Л. Дикая, А.А. Конопкин, Ю. Кулюткин, Я. Чебикин, А.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сигаев), концепции стресса (Г. Селье) и профессионального стресса (Л. Китаев-Смык, В. А. Пономаренко, В. А. Бодров), стратегий преодоления стресса (Р. Лазарус, С. Фолкман, Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев, В.Л. Марищук, Л. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торговая, А.М. Гриненко, Л. Емельяненко, А.М. Гриненко, В.М. Корольчук) [6].
Учитывая подходы к изучению понятия эмоционального состояния и стрессоустойчивости, можно утверждать, что основные трудности в изучении их детерминант и механизма связаны с оценкой специфики проявления реакций на действие психологических факторов.
Если сегодня достаточно четко определены критерии устойчивости человека к стрессорам физической или химической природы (высокая или низкая температура, физическая нагрузка, токсичные вещества и т.п.), то сделать это касаемо психологических стрессоров намного сложнее. Это объясняется различными ценностями, установками, потребностями, условными рефлексами и жизненным опытом людей.
К основным направлениям исследования стрессоустойчивости относят:
— взаимодействие основных источников и негативных последствий стресса в моделях «личность-среда»;
— процессы индивидуально-личностного опосредования в способах субъективной оценки и преодолении стресса;
— специфика проявлений и накопления стрессовых реакций, которые отражаются в синдромах общего и хронического стресса, в моделях регуляции состояний;
— исследование нейрофизиологических основ целенаправленного поведения и состояния готовности к деятельности;
— исследование адаптивности к эмоциональному состоянию;
— исследование психологических последствий воздействия стрессовых факторов, повышающих интенсивность социальной и психологической дезадаптации людей, которые переживают эмоциональное состояние (стресс) под воздействием экстремальных условий.
Таким образом, можно утверждать, что в научной литературе до сих пор нет единого понимания относительно термина «стрессоустойчивость» и путей его изучения.
В данный момент не хватает ясности и четкости в понимании сущности стрессоустойчивости: одна часть авторов как синоним употребляют термин «эмоциональная устойчивость», механизмы и сущность которой изучены лучше, другие делают акцент на стратегиях преодоления, результативности работы, физиологических характеристиках, возможности саморегуляции и т.д.
На практике большая часть исследований стрессоустойчивости проводится путем создания для исследуемых экстремальных условий.
При проведении нашего исследования изучения эмоционального состояния и стрессоустойчивости, мы не рассматриваем моделирование действий экстремальных факторов, направленных на создание неприятных, болевых ощущений его участников.
В то же время, целесообразно использовать некоторые методологические принципы исследования, присущие этому подходу. Они касаются необходимости комплексных исследований многих проявлений сложной картины психологического стресса, и, соответственно, психологических механизмов стрессоустойчивости, потому что только так это явление может быть адекватно описанным.
Выбор конкретных психологических индикаторов стрессоустойчивости в рамках данного исследования определяются общеметодологическим подходом диагностики стрессовых состояний, а также соотнесением этих показателей к характеристикам психических состояний.
Одним из основных методологических положений по оценке психологических состояний является положение о необходимости использования достаточно широкого набора методик с целью дальнейшего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку [3].
На практике это общее утверждение превращается в список более конкретных:
1. Выбор показателей должен целенаправленно отображать реакцию важнейших блоков (субсистем) целостной функциональной системы.
2. Необходим оптимальный набор показателей (4-5), которые отражают все необходимые для данной реакции субсистемы (блоки) целостной функциональной системы.
3. Необходимо собрать анамнез об отношении человека к данной ситуации, к работе, о его целях, о способах реагирования на те или иные обстоятельства.
По мнению Е. П. Ильина, это важно в связи с тем, что отношение человека к деятельности, приемам саморегуляции, которые он может использовать, значительно меняют ожидаемую в соответствии с ситуацией картину сдвигов.
Выбор средств диагностики стрессоустойчивости зависит от знания ее структурной модели и характеристик основных процессов.
Так, В. Мигаль и А.Ф. Протасенко предлагают ввести разделение направлений изучения стрессоустойчивости по природе происхождения, а именно: рассматривать ее и как генетически

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы