Контрольная работа Гуманитарные науки Литература

Контрольная работа на тему Проблематика поэмы А. Твардовского «По праву памяти»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.История поэмы 4
2.Проблематика поэмы А. Твардовского «По праву памяти» 8
3.Идейная проблематика поэмы 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

  

Введение:

 

Идею написания поэмы «По праву памяти» А.Т. Твардовский считал значимой в собственной жизни. В этом произведении незыблемо и живо звучат автобиографические ноты, которые перекликаются с личными тягостными размышлениями, многие годы не дающими покоя автору.
В первой главе писатель повествует об оптимистичных планах и стремлениях юности, о том, как двое деревенских ребят радужно мечтают о светлом будущем. Их молодость дарит искреннюю веру и силу в стремлении быть полезными своей Родине, и честно трудиться на её благо. Бытность того времени ещё не предрасполагала думать о грядущих плачевных конфликтах эпохи, но всё же в этой начальной главе предощущается суровость исторических реалий.
Вторая глава «Сын за отца не отвечает» отражает многогранность этого известного сталинского изречения, рассматриваемого автором под разными углами.
Возможность избавиться от позорного клейма быть в близких родственных связях с «врагом народа» не воспринимается писателем как спасательный круг. Твардовский понимает это как самое настоящее предательство, он видит совершенно другое решение, которое заключается в защите и отстаивании чести своего отца.
Слова, полные горечи и отчаяния, звучат, словно крик души, ведь повлиять на обстоятельства не могло быть осуществимо.
Ссылка в Сибирь семьи и удар по вере в идеологию тяжелым грузом легли на душу автора. Расхождения слов и действий политических лидеров и их невыполненные обещания не дают покоя писателю.
Живо проносится мысль о злободневности того режима, о том, что нет оправдания ни его участникам, ни молчаливым наблюдателям, покорно следившим за трагическим ходом событий в стране.
Последняя глава посвящена исторической памяти.
Поэма «По праву памяти» главным образом своеобразно адресована современному молодому поколению.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Темой поэмы «По праву памяти» является впервые в нашей литературе осознанная Твардовским трагедия перегибов периода коллективизации, ставшая источником страданий миллионов людей. Поэт протестует против установившегося в те годы табу на эту тему, против забвения, а тем более сознательного замалчивания исторической правды.
Факты биографии А. Твардовского свидетельствуют, что писал поэт об этом «не понаслышке, не из книжки», а именно «по праву памяти» — это и его личная боль.
В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное — Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил исторической значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

История поэмы
Почему сравнительно небольшая поэма «По праву памяти» создавалось так долго — с 1963 по 1969 год — и с длительными перерывами? Мария Илларионовна Твардовская объясняет это тем, что в связи со смертью матери в 1965 г. он отложил поэму и написал цикл стихов, посвященных памяти матери. Думается, длительные перерывы вызваны были еще и тем, что на пути труда поэта и того дела обновления, которым он был поглощен, возникали серьезные препятствия. Его письма этих лет свидетельствуют о том, что он буквально не мог работать как поэт – все время и всю энергию он отдавал «Новому миру».
По его словам, «над журналом проносились «цунами», он еще успевал отбиваться, писать объяснительные записки. Поэт откладывал работу над поэмой, как нам кажется, потому, что становилось все более очевидно: шансов на ее публикацию мало.
И вот поэма «заговорила».
Огромный заряд обновления, ненависти против антидемократической природы культа личности, заключенный в поэме «По праву памяти», взбудоражил наших современников. Произведение пришло к нам как активный участник общественной перестройки и литературного оздоровления, сразу же включилось в литературную жизнь.
На пленуме правления Союза писателей СССР (апрель 1987 г.) В. Карпов, коснувшись проблем современной поэзии и заметив, что ей не хватало камертона — «единственного, несравненного голоса, который как бы не дает другим фальшивить, не дает сбиться с ритма времени, зовет за собой», сказал: «Думаю, что таким камертоном может послужить поэма А. Твардовского… Она прозвучала удивительно современно по самой своей сути, по духу — в ней самая высокая гражданственность, в ней совесть, честь, в ней убежденность коммуниста. Вот так пришел к нам в сегодняшний день классик, наш советский классик — и прямо к нам обратился:
«Зато и впредь как были – будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.»
О том, что поэма А. Твардовского «По праву памяти» «стала сегодня камертоном советской поэзии», сказал на пленуме и поэт А. Вознесенский. «По праву памяти» определяет «кровавую тему» масштабно, решает ее как преодоление болезни общества, как очищение правдой. Поэт решительно отверг трусливые аргументы тех, кто боялся правды, прятал прошлое, готов был отказать людям в исторической памяти:
«Спроста иные затвердили,
Что будто нам про черный день
Не ко двору все эти были,
На нас кидающие тень.
Но все, что было, не забыто,
Не шито-крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
И только правда ко двору!»
Написанные два десятилетия тому назад, эти афористически емкие строки в дни обновления сохраняют свой заряд, звучат как актуальный лозунг.
Повествующая о драматической странице нашей истории поэма «По праву памяти» — не только «отзыв дальней боли», ее пафос оптимистичен, она взывает к гражданскому чувству, укрепляет духовные силы, клеймит пережитки страха, который обучил «хранить безмолвье перед разгулом недобра». И какая поэтическая энергия заключена в ее финальных строках, какой уверенной поступью отдают эти, напоминающие лесенку Маяковского, ритмы и созвучия: «Людьми / из тех людей, / что людям, / Не пряча глаз, / Глядят в глаза».
Поэма Твардовского обогнала время. Бескомпромиссные требования социального и духовного обновления, восстановления норм демократии и гласности испугали влиятельных чиновников от политики и литературы.
Радует то, что «По праву памяти» восстановлена очень ко времени, что поэма сразу же стала выдающимся явлением общественной и литературной жизни, активным участником преобразований.
За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни» .
Идейный стержень произведения ярко отражён в этих строчках:
«Тогда молчальники правы,
Тога все прах – стихи и проза,
Все только так – из головы.
Тогда совсем уже – не диво,
Что голос памяти правдивой
Вещал бы нам и впредь беду:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…»
К жанру лирико-философских раздумий можно отнести поэму «По праву памяти».Главные действующие лица поэмы — обычные советские люди, их свершения и дела, которые не могут быть забыты и за которые нужно отвечать перед потомками. Автор словно смотрит на просторы родины в своей поэме и видит три дали:
-невероятно большие русские просторы, которым нет ни конца, ни края;
-пространство истории, где неразрывно сплетаются поколения людей, где проявляет себя неразрывность судеб и времени;
-такое же необъятное пространство нравственности лирического героя.
Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно.
Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма «За далью — даль». В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда «Москва-Владивосток».
Три дали прозревает художник:
-неоглядность географических просторов России;
-историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью — даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом», вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина» . Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. О великом подвиге народа в годы войны, когда решалась судьба Родины, когда народ, отдавший сынов и дочерей во имя этого подвига, показал, на какие великие жертвы он способен, рассказала наша литература. Об этом великом подвиге говорил Александр Твардовский тогда, когда свершался этот подвиг, по горячим следам. Рассказал честно, правдиво. И помнил, помнил и берег эту память свято.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы