Контрольная работа на тему Проблематика и возникновение философия науки. Методологическое значение принципа относительности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………. 3
I.
Философия науки: история возникновения и объектно-предметная проблематизация……………………………………. 4
1.1. Философия науки: этапы становления. ………………………………..4
1.2. Объектно-предметная проблематизация философии
науки………….. 5
II.
Принцип относительности: сущность и методологическое значение. ……..7
2.1. Вторая половина XIX-начало XX вв.: научно-историческая и
общеметодологическая ситуация……………………………………………… 7
2.2. Принцип относительности А. Эйнштейна:
методологическое значение для науки……………………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………..13
Введение:
Континуальная связность
философии и науки в структурах современного западного знаниевого пространства
прочно укоренена – в данной связи необходимо вспомнить, что исторически
сложилось так, что философия — alma
mater всех
наук. Два титана европейской философской классики – Платон и Аристотель, своими
философскими и преднаучными изысканиями на века определили векторы развития
научного знания. Так, Кембридж и Оксфорд как учебно-научные центры,
жизнедеятельность которых оказывает серьёзное влияние на определение и формирование
парадигм современного научного развития, ориентируются, соответственно, на
взгляды Платона и Аристотеля. Необходимо назвать в данной связи и учёных с
мировым именем, представляющих, соответственно, эти научные центры, которые, и это нужно особо отметить, с пиететом
относились/относятся к философии – это Стивен Хокинг (1942-2018 гг.) и Роджер
Пенроуз (род. в 1931 г.). Также к числу учёных, с большим интересом относящихся
к философии, принадлежит А. Эйнштейн (1879- 1955 гг.).
Цель
данной работы состоит в обзорно аналитическом рассмотрении истории
возникновения и проблематики философии науки, на развитие которой, начиная с
последней трети XIX
в., особое общеметодологическое значение стал оказывать принцип
относительности, разработанный А.Эйнштейном.
Задачи
работы заключаются в следующем:
— обозначить сущностные
аспекты процесса возникновения и объектно-предметной проблематизации философии
науки;
— выявить, что процессы научного
познания и философия соединены воедино в рамках философии науки как особой
области научного знания;
— рассмотреть сущность и
методологическое значение принципа относительности для свершения научной
революций на время с конца XIX по начало
XX вв., характеризующегося как становление неклассической науки.
Заключение:
Рассмотрение
темы данной работы позволяет сделать следующие выводы.
1.
Проблематика философии науки, ее концептуальный аппарат и центральные проблемы
определяют её как особое философское направление, посредством которого в фокус
внимания разных философских школ и течений попадают научные теории [5].
2.
Неклассическая наука, сущностно оформившаяся в конце XIX – первой половине XX в.,
сместила познавательный акцент на гносеологическую проблематику, при этом смыслы
онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности
субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об
объекте. Это время сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении,
свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего
естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических
философских оснований классической науки. Решающую роль в этом
научном и методологическом трансформировании, сыграла теория относительности,
разработанная А. Эйнштейном.
4.
В ХХ веке, несмотря на значительнейшие успехи, которых достигла физика в
исследовании деталей, ученые перестали считать себя за небожителей, постигших сущность явлений природы — физики
стали философствовать [6].
В завершение работы приведём мнение английского физика и математика Р.
Пенроуза, обобщающее ход и развитие неклассических научных трансформаций, «физика
представляет собой единое целое, и правильная квантовая теория, когда она, наконец, будет построена, должна
стать основой нашего досконального понимания законов природы» [9, с.285].
Фрагмент текста работы:
I. Философия науки:
история возникновения
и
объектно-предметная проблематизация. 1.1. Философия науки: этапы
становления. Под философией науки сегодня
понимается философское направление, избравшее своей основной проблематикой
науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также специальная
философская дисциплина, предметом которой является наука.
Термин «философия науки» (нем.
Wissenschaftstheorie) впервые появился на научной карте мира в 1878 г. в работе
Е.Дюринга «Логика и философия науки». Намерение этого немецкого мыслителя построить
философию науки как «не только преобразование, но и существенное расширение
сферы логики» не было реализовано, однако применённая им терминологическая новация оказалась весьма
своевременной.
Проблематика философии науки
(структура и развитие научного знания) восходит к Платону и Аристотелю. С
формированием науки Нового времени философия науки в единстве с теорией
познания становится важнейшей областью философского исследования в работах Ф.Бэкона,
Декарта, Лейбница, дʼАламбера, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля, позже – Б.Больцано,
который еще ограничивается термином «наукоучение» (Wissenscgaftslehre).
Состояние и значение современной философии науки определяется местом науки в
обществе, в мировоззрении, а также набором ее внутренних, исторически
сформированных понятий и проблем.
В XX в. философия науки выступает также как один из
наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, использующий
результаты логики, психологии, социологии и истории науки и представляющий
собой, уже, по сути, междисциплинарное исследование. В таком качестве философия
науки оформилась ко второй половине XX в., но как особое философское
направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ, прежде
всего, когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. Здесь философия
науки выступает как совокупность философских течений и школ, образующих особое
философское направление, сформированное в ходе поэтапного развития и
отличающееся внутренним многообразием (позитивизм, неопозитивизм и
постпозитивизм, некоторые течения в неокантианстве, неорационализм, критический
рационализм). Вместе с тем философия науки продолжает существовать в рамках
таких философских учений, в которых анализ науки не является главной задачей
(марксизм, феноменология, экзистенциализм, неотомизм).