Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Проблема смысла жизни в период зрелости

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Сущность понятия термина «смысл жизни» 4

2. Особенности смысложизненных ориентаций в зрелом возрасте 10

Заключение 17

Список использованных источников и литературы 18

  

Введение:

 

Во все времена людей волновала такая проблема, как определение места человека в жизни, его бытия. Сегодня из-за социальной нестабильности нашего времени значительная часть людей зрелого возраста все чаще сталкивается с проблемой определения и поиска жизненных смыслов. Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных.

Смысл — это то, с чем каждый человек борется в жизни. Понимание жизненного опыта и развитие целеустремленности часто являются главными заботами человека. Мы все хотим найти смысл в нашей жизни, причину вставать по утрам, но сделать это может быть нелегко.

Проблема развития индивида, становление его как личности — кардинальная проблема в системе психологических знаний.

Зрелый возраст — самый продолжительный и значимый период в жизни человека, который на сегодняшний день становится социально-психологическим феноменом, требующий подробного рассмотрения. Критерием развития личности служат смысложизненные ориентации личности, а также особенности, связанные с психологическими характеристиками конкретного возраста.

Таким образом, все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого — одна из наименее разработанных возрастных психологий. Необходимо рассмотреть также кризис среднего возраста, так как период с 35 до 60 лет — время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, есть ли в жизни смысл, и если есть, то в чём он заключается, в значительной степени зависит от самого человека, более того ответ этот глубоко индивидуален для каждого человека. Именно поэтому не следует ожидать, что вопрос о смысле нашей жизни кто-то может решить за нас. Не следует также ожидать, что ответ придет сам по себе, с течением времени, по достижении определённого социального статуса, накоплении определённого количества материальных благ и т. п.

Если мы сами не хотим, не способны, не готовы искать свой ответ на вопрос о смысле жизни, никто не будет искать этот ответ за нас. Лучше искать и ошибаться, чем не искать вообще.

Таким образом, человек никогда не узнает до самого конца, до самого последнего мгновения своей жизни, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни. В зрелом возрасте удовольствие от жизни — это понимание, что твоя жизнь — реализация твоего замысла.

То есть, во-первых, нужен сам замысел. В зрелом возрасте, имея за плечами опыт, выбрать его проще, чем в молодости. И во-вторых, этот замысел, а точнее — возникающие из него потребности, должны держать человека в напряжении. Когда они удовлетворяются раньше, чем возникают — а, как правило, это очень нехитрые потребности, — то тогда тоска. Это полная инвалидизация личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность понятия термина «смысл жизни»

Смысл жизни в психологии рассматривается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития.

Как указывал Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни [3, с. 487].

Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривала смысл жизни «как процесс, который направлен на полную интеграцию, координацию мотивационной сферы личности» [2].

С. Л. Рубинштейн говорил о том, что жизненный путь — это некая целостность, которая в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для С. Л. Рубинштейна — не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь — это целостное, непрерывное явление. По мнению С. Л. Рубинштейна, каждый человек «имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю» [5, с. 345].

Для него было важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью.

Центральная проблема личной жизни — сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми.

Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

Понятие смысла жизни занимает центральное место в концепции В. Франкла. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривал как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний (в том числе специфических «ноогенных неврозов») и различных видов отклоняющегося поведения.

Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден [6, с. 246-256].

Он счел, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:

— в деле, направленном на достижение социально-значимых целей;

— в переживании гуманистических ценностей;

— заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы