Контрольная работа на тему Проблема познаваемости мира и его законов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Гносеология: сущность науки и основные понятия 5
2. Сравнительный анализ философских исследований, связанных с проблемой познаваемости мира 13
3. Проблема познаваемости мира и его законов 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Словарь терминов 20
Введение:
Гносеология — это один из разделов философии, рассматривающий теорию познания. Свой вклад в гносеологию внесли знаменитые философы — Платон, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель и другие.
Проблема познаваемости мира является одной из ключевых в гносеологии. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что без решения проблемы познаваемости мира невозможно ни определить природу познания и его рамки, ни закономерности или тенденции мыслительной деятельности человека. В комплексе с ней обычно поднимается вопрос о том, каково отношение накопленных нами сведений к действительности, и каковы критерии их достоверности.
Таким образом, одним из главных вопросов, который уже несколько тысячелетий вставал перед философами, является тот, как именно отражают наши знания реальность, и в состоянии ли вообще наше сознание дать адекватную картину нашего окружения.
Теория познания тесно связана с такими фундаментальными философскими науками, как онтология — учение о бытии как таковом, диалектика — учение о всеобщих законах развития и познания, а также логика и методология. Поскольку центром и «субъектом» гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии, медицины и других наук о человеке. Опора теории познания на эти дисциплины необходима, прежде всего, потому, что познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте и, кроме того, сегодня развивается тенденция гуманизации гносеологии, т.е. процесс превращения последней в подлинно социально-гуманитарное знание.
Целью данной работы является изучение философской проблемы познаваемости мира и его законов.
Задачи работы:
• Раскрыть сущность гносеологии и основные понятия данной науки,
• Провести сравнительный анализ философских исследований, связанных с проблемой познаваемости мира,
• Написать свое мнение о проблеме познаваемости мира и его законов.
Объектом исследования в данной работе является гносеология.
Предмет исследования – проблема познаваемости мира и его законов с точки зрения философии.
В качестве метол исследования в данной работе были использованы метод теоретического анализа, метод синтеза и метод сравнения.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая их трех глав, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Познание мира – процесс непрерывный. И строится он на основе знаний, которые человек получает посредством саморазвития либо от других людей. С первого взгляда может показаться, что это все достаточно просто. Но это не так. Обыденное знание – это результат наблюдений, экспериментов и умений тысячи людей. Этот багаж сведений передается на протяжении веков и является результатом интеллектуального труда.
Первая ступень представляет собой знания конкретного человека. Они могут различаться. Это зависит от уровня жизни, полученного образования, места проживания, религии и многих других факторов, которые прямо или косвенно влияют на человека. Примером могут служить правила общения в конкретном обществе, знания о природных явлениях. Даже рецепт, который был прочитан в местной газете, относится именно к первой ступени. Знания, которые передаются из поколения в поколение, тоже относятся к 1-му уровню. Это жизненный опыт, который накапливался в профессиональном плане и часто именуется семейным делом. Часто рецепты по изготовлению вина считаются общесемейным достоянием и чужим людям не рассказываются. С каждым поколением к знаниям прибавляются уже новые, исходя из технологий настоящего.
Вторая ступень. К этому слою относятся уже коллективные знания. Различные запреты, приметы – все это относится к житейской мудрости. Например, много примет до сих пор используется в области предсказания погоды. Также популярны приметы на тему «удачи/неудачи». Но стоит учитывать, что в разных странах они могут быть прямо противоположными друг к другу. В России, если черная кошка перебежала дорогу, то считается, что это к неудаче. В некоторых других странах это сулит, наоборот, большое везение. Это яркий пример обыденного знания. Приметы, связанные с погодой, очень четко подмечают малейшие изменения в поведении животных. Науке известно более шестисот зверей, которые ведут себя по-разному. Эти законы природы формировались не одно десятилетие и даже не один век. Этот накопленный жизненный опыт используют даже в современном мире метеорологи для подтверждения своих прогнозов.
Третий слой житейской мудрости Обыденное знание здесь представлено в виде философских представлений человека. И здесь опять будут видны различия. Житель глухой деревни, который занимается хозяйством и этим зарабатывает себе на жизнь, рассуждает о жизни иначе, чем городской обеспеченный менеджер. Первый будет думать, что главное в жизни честный, тяжелый труд, а философские представления другого будут основаны на материальных ценностях. Житейская мудрость строится на принципах поведения. Например, что не стоит ругаться с соседями или что своя рубашка намного ближе к телу, и думать нужно в первую очередь о себе. Примеров обыденного познания мира множество, и оно постоянно дополняется новыми закономерностями. Это связано с тем, что человек постоянно узнает что-то новое и логические связи выстраиваются сами собой. При повторении одних и тех же действий выстраивается своя картина мира.
Фрагмент текста работы:
1. Гносеология: сущность науки и основные понятия
Как уже говорилось выше, основная проблема гносеологии — это поиски смысла, происходящего и истины. Также наука изучает познание в целом — его формы, сущность, теории и метод. В рамках гносеологии рассматриваются религия, искусство и наука, а также феномены опыта, идеологии и здравого смысла. Основной вопрос этого раздела — возможно ли познать мир в принципе? В зависимости от ответов выделяется несколько гносеологических направлений. В своих исследованиях философы оперируют понятиями «разум», «истина», «чувства», «интуиция», «сознание». В зависимости от убеждений, гносеологи ставят во главу угла чувственное, рациональное или иррациональное познание — интуицию, воображение и т.д.
Эта философская дисциплина очень критична. В первую очередь, она рассматривает соотношение иллюзии и реальности и критикует возможности познания. Критицизм проявляется в обосновании любого направления гносеологии, противопоставляя субъективные представления о мире здравому смыслу. Еще одна черта гносеологии — нормативизм. Философия подразумевает наличие некоторого фундаментального знания, которое определяет все нормы человеческого познания. Для различных направлений гносеологии базой может служить эксперимент, формула или идеальная модель. Следующая черта — это субъектоцентризм. Для всех течений этого раздела общим является наличие субъекта познания. Все различия в философских учениях основаны на том, как этот субъект воспринимает картину мира.
Еще одна особенность гносеологии — наукоцентризм. Этот раздел философии безоговорочно принимает важность науки и проводит свои исследования, строго следуя научным фактам.
Среди самых известных гносеологических учений можно выделить скептицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм и трансцендентализм. Скептицизм относится к одному из самых ранних направлений. Скептики полагают, что главное орудие познания — сомнение.
Скептицизм в философии – отдельное направление. Представитель течения – тот человек, что способен рассматривать под другим углом то, во что верит абсолютное большинство людей. Здравое сомнение, критика, анализ и трезвые выводы – такими можно считать постулаты философов – скептиков .
Сегодня, скептики ассоциируются с людьми, которые все отрицают. Мы считаем скептиков пессимистами, с легкой усмешкой называем их «фомами неверующими». Скептикам не верят, считают, что они просто ворчат, ставят задачей отрицать даже самые очевидные вещи. Но скептицизм – мощное и древнее философское направление. Ему следовали со времен античности, в Средние времена, а новый виток развития она получила в Новое время, когда скептицизм переосмыслили великие западные философы
Описывая мир культуры, то есть мир разума скептицист М. Монтень подчеркивает: «Если разум что-либо знает, то, по крайней мере, он знает какова его собственная сущность и где его местонахождение». Французский философ стремился нащупать подлинные границы и реальные возможности человеческого разума, который уже на тот период времени создал большой пласт образов и форм, мешавших найти реальную основу научного познания и норм объективного знания. Он один из первых уловил, что кругозор человечества стремительно расширяется, что человеческий разум нуждается в крепкой опоре, что знанию необходимы новые ориентире для своего развития . Столкнувшись с таким огромным пластом культуры, который разум выстроил, человек оказался запутанным, растерянным перед лицом перемен. Старая картина мира давала сбои, много нового в нее не вписывалось и открытия не находили подтверждения, основы объективного знания были поколеблены.
Первым философом, рассмотревшим проблемы гносеологии, стал Парменид, живший в Древней Греции в 6-5 веках до н.э. Парменид впервые применил дедуктивное рассуждение и систематически использовал этот прием в процессе познания мира. Парменид полагался только на разум и дедукцию. Из двух типов познания, выделенные им он признавал только мыслимое познание, а чувственного говорил, что нет.
Парменид пришел к убеждению, что бытие имеет черты устойчивости, а устойчивость исключает изменения, также что опыт неприменим к его бытию, говорил, что связь между бытем и опытом разорвана .
Агностицизм в философии — направление, утверждающее, что мир непознаваем. Агностики отрицают возможность познания в принципе, так как субъективизм мешает объективному пониманию истины. По мнению агностиков, познавательные способности человека ограничены и некоторые области знаний не могут быть изучены или возможность для их изучения появится в будущем.
Термин «агностицизм» впервые был предложен для использования в научных кругах Т. Гексли. Английский зоолог, получив предложение присоединиться к «Метафизическому обществу», впервые всерьез задумался о своем отношении к богу и религии. Не найдя термина, который бы точно описывал его ощущения, ученый выбрал новое слово, которое, по его мнению, описывало его мироощущение. Агностик в представлении Гексли — это человек, который не приемлет религиозных догм. Он не верит в существование ни одного из богов, поскольку оно не доказано научно. Но также допускает, что человечество сможет познать богов в будущем, или доказать, что богов не существует .
Кант сформулировал основное понимание агностицизма, как направление, изучающее разницу между априорным знанием, и информацией, полученной опытным путем. Философ полагал, что некоторые сферы науки нельзя проверить с помощью основного рационального метода познания — эксперимента. Поэтому ни одно убеждение нельзя воспринимать как истину.
В результате своих рассуждений Кант пришел к выводу, что предметы обладает двойственностью. Их отдельные свойства можно изучить с помощью органов чувств: человек может определить вес, цвет и размер предмета без дополнительных приборов. Но их скрытые характеристики без специального оборудования изучить нельзя . В науке всегда будут оставаться спорные явления, которые до конца понять невозможно.
Термин «рационализм» был обоснован Р. Декартом и Б. Спинозой. Они называли разум и здравый смысл орудием познания действительности. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы . Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.
Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло. Рационализм Сократа называют этическим, так как целью самопознания человека является его нравственное поведение. Если индивид познает себя, и различает понятия «хорошо» и «плохо», то не будет поступать безнравственно. То есть, рационализм необходим для развития в себе высоких нравственных качеств.
Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет. Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.
Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:
• всеобщность;
• необходимость.
Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.
Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина. Одно из известных произведений Бенедикта Спинозы – «Этика», которое впоследствии многие философы подвергли критике. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод в своем произведении, то есть сначала объяснил простые понятия, затем сформировал аксиомы, из которых вывел теоремы. Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость .
Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.
Сенсуализм, разработанный Ф. Бэконом, напротив, основывался на познании через чувства. Существует две теории сенсуализма:
• идеалистическая;
• материалистическая.
Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов — это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне. Для идеалистов — рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру — человек просто так считает и уверен в этом. Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие — другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления .
Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы — работа разума, поэтому чувственное восприятие — это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную .
Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений :
• В разуме нет ничего — все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме.
• Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека — чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт.
• Материальный мир — одновременно источник знания и его аспект.
• Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя.
Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:
• с помощью разума можно раскрыть чувственный потенциал;
• с помощью интуиции можно совершить открытие, если быть уверенным в существовании чего-либо неизвестного науке.
Трансцендентализм – направление философии, изучающее то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать, учитывая опыт. Трансцендентализм был создан, руководствуясь произведению Р. Эмерсона «Нравственная философия». Учение проповедовало познание через интуицию и слияние с природой.
Среди главных убеждений трансценденталистив выступала идея духовного состояния, лежащий за пределами физического и эмпирического и может быть познан только через интуицию. Мира «возни» они протипоставлялы самосовершенствования, духовную свободу личности, которое может быть достигнуто через пантеистическое чувство природы, усвоения других гуманитарных наук .
Основная вера трансценденталистив заключалась в мощи личности и божьего послания. Их верования тесно связаны с романтизмом. Движение напрямую повлиял на рост философии Нового мышления. Это движение напрямую исходит из идей трансценденталистив, особенно Эмерсона, которого его последователи считают «отцом».
Проблема познаваемости мира тревожит и современных философов. Создатель знаменитой теории верификации и «фальсификации» Карл Поппер призывал ученых быть осторожнее и говорить о том, что нам доступна не некая объективная истинность, а только лишь правдоподобность. Знание не дает нам полного отражения реальности, и в лучшем случае может обслужить запросы и утилитарные потребности человека. Его не менее знаменитый противник Ганс-Георг Гадамер заявлял, что все это относится только к естественным и математическим наукам, которым вообще не открыта истина. Последняя возможна только в области «наук о духе», пользующейся совершенно иными критериями понимания. Тем не менее, даже большинство этих ученых все же признает наличие вероятности постижения реальности, и проблема познаваемости мира просто предстает перед ними как вопрос о природе того, что и каким образом мы изучаем. Существует еще и другая точка зрения, которая нам больше знакома, поскольку разделялась материалистической философией. Согласно ей, источником познания является объективная реальность, которая более или менее адекватно отражается в мозгу человека. Этот процесс происходит в логических формах, возникающих на основе практики. Такая гносеологическая теория пробует научно обосновать способность людей дать в совокупности своих знаний истинную картину действительности.