Контрольная работа на тему Проблема первоначала в греческой натурфилософии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика натурфилософской картины мира 4
2. Ключевые проблемы и поиски первоначала досократовского периода философии Древней Греции 8
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение:
Слово «философия» содержит в себе в слитном виде два греческих слова: phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. любовь к мудрости. Впервые оно вошло в оборот в Древней Греции и, по многим источникам, первым, кто назвал себя философом, был древнегреческий мудрец Пифагор (известный многим как математик: «теорема Пифагора»).
Античная философия – философия древних греков и римлян. Ее зарождение определяется концом VII – VI вв. до н.э., и она просуществовала до VI в. н.э. За столь огромный исторический срок был пройден большой путь углубления и обогащения философской мысли; создались философские школы, различные течения внутри философских учений, определились основные этапы развития философии и ее главные проблемы. Всю философскую мысль античности можно разделить на два этапа: философию самой Древней Греции (VI — IV вв. до н.э.) и эллинистическо-римскую философию (конец IV в. до н.э. – VI в. н.э.). Греческая философия, в свою очередь, делится на досократовскую (VI — V вв. до н.э.) и классическую (конец IV в. до н.э.). Эллинистическо-римский этап античной философии начинается с возникновения таких философских школ, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, существовавших во времени параллельно друг с другом.
Проблемы первоначала были центральными в досократический период развития античной философии.
Цель данной работы – анализ проблемы первоначала в античной натурфилософии. Для реализации этой цели были определены следующие задачи:
дать общую характеристику натурфилософской картине мира;
выявить ключевые проблемы и поиски первоначала досократиков.
Заключение:
Подведем итог. Что же такое атом Демокрита, греков? Какое значение имеет и имел атомизм для дальнейшего развития философии и науки? Атомы греков – это, как уже отмечалось, начало, первопричина всего, т.е. они – сущность мира. Эта сущность проявляется в разнообразии ее количественных и качественных характеристик, каковыми являются вещи и тела мира. С помощью атомов греки объясняли феномен тела, материальность, существование, рождение и гибель тел, их качество – словом, все, что происходит с телами. И здесь мы можем говорить об атомизме как о принципе объяснения мира, что было чрезвычайно важным для науки. И еще: идея атома означала и означает (что важно опять-таки для науки), что на каждом витке процесса познания всегда остается нечто ненаблюдаемое, невидимое, т.е. есть предел, граница, и не сегодня-завтра этот предел может быть преодолен, открыт и невидимое явится и станет видимым. К сожалению, атомисты не сумели до конца утвердить мысль о том, что атомы – это не только структурные единицы мироздания, но и мысль о мельчайшей из мельчайших частиц. Эта двойственность и привела в дальнейшем философов к расколу, к разделению на тех, кто упор в своих концепциях мира делал на материальное, и тех, кто занимался «сущностью» как таковой, не облаченной в материальное. Так сформировались в философии две мысли – материалистическая и идеалистическая.
Учение Демокрита о бытии, о познании, о космосе, об органической природе, о человеке и богах, об обществе и государстве позволило дать наиболее верное и глубокое для тех условий объяснение множества явлений природы и мира человека. Так случилось, что фигура Демокрита является некоей пограничной вехой, поворотным пунктом на пути продвижения философской мысли: после него интерес философов к природе отодвигается с первого на другие планы, но резко обозначился интерес к проблемам человека, а именно проблеме мышления, связи мышления и языка, отношений личности и общества. Начало этому положили софисты, а Сократ совершает переворот в предмете философствования – им становится человек, внутренняя сущность «Я», мораль.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика натурфилософской картины мира
Раннеклассический (или, как его еще называют, досократовский) период в истории античной философии отмечен появлением философских школ и имен философов. В их числе: ионийская, или милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также Гераклит, не принадлежащий ни к какой из школ; пифагорейская школа (Пифагор, Архит, Филолай); элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон); школа атомистов (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит) и другие. Всех их объединяет общее направление идей и проблем. Объектом их внимания был чувственно-материальный космос, они размышляли о первоначалах и сущности мира, их интересовал вопрос о том, из чего возникают все вещи чувственного мира.
Для раннегреческой (досократовской) философии характерен космоцентризм, т.е. стремление понять сущность Природы, Космоса, мира в целом. Представители первой философской школы, милетской, поставили вопрос о первооснове мира и по-разному на него отвечали (вода – Фалес, воздух – Анаксимен, апейрон – Анаксимандр, атомы – Демокрит). Все эти философы представляли названные первоначала, первостихии простыми, элементарными, далее неразложимыми и находящимися в вечном и бесконечном движении.
Кроме того, Космос как упорядоченное, гармоничное единое целое представлялся древнегреческим мыслителям как то, что содержит в себе внутренние противоречия, переходы одной противоположности в другую, их совпадение, «тождество». Особенно преуспел в обосновании этих идей Гераклит, который понимал Космос как прекраснейшую и абсолютную гармонию, но эта гармония не исключает, а предполагает противоположности.
Античная философия объединяет начало науки и систему мифологических представлений, нередко первооснова мира имеет символическое прочтение. Так, согласно концепции Гераклита огонь – символ изменчивости: «Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото», а мир – огонь, «мерами загорающийся и мерами потухающий». Гераклит писал: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля – смертью воды» [11, с. 37]. Фалес Милетский под первоосновой, материальной субстанцией мира понимает влагу — «жидкий, текучий физис», наблюдая за явлениями природы и пытаясь изыскать естественные причины происходящего. Его ученик Анаксимандр вводит понятие «апейрон» для обозначения первоначала. Образ мира, согласно воззрениям Анаксимандра, геометрический, так как Земля, имея округлую форму, занимает центральное место в мироздании. Анаксимен, анализируя характер естественных процессов, сводит все к «сгущению и разрежению воздуха», создавая диалектику взаимоперехода вещества.
Пифагорейцы видели первоначало в виде числа. Культ Диониса сыграл особую роль в формировании греческой философии, в частности пифагорейской традиции, где числам приписывалось особое идеальное бытие и «жизнь, идущая от нерасчлененных и хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму» [6]. Факты свидетельствуют, что в начале своего становления пифагорейство, сакрализирующее число, носило ярко выраженный практически-мистический характер, лишь впоследствии оно получило теоретическое, математическое и музыкальное обоснование. Высказывают предположение, что «вырастая на основе общегреческого стихийного материализма, пифагорейцы вначале совсем не отличали чисел от тел и только на более поздней стадии своего развития стали противополагать числа и вещи, наподобие платоновского противоположения идей и вещей» [6]. Пифагор – сторонник метемпсихоза, как орфик, он верит в переселение души человека после смерти в тела других существ. Учение Пифагора пронизано мифологическими образами, где мир понимается как живое и шаровидное тело, которое вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, разделяющую и обособляющую вещи. В арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии – элементарнейшие свойства плоских фигур, ему принадлежит открытие несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата. Таким образом, в античности получает развитие концепция числа, где число и различные числовые структуры рассматриваются в качестве первоосновы бытия, тем самым, закладываются основы современной науки, языка математики.
Эмпедокл развивает учение о четырех стихиях (огне, воздухе, воде, земле), объясняющее все естественные процессы сочетанием и разделением материальных носителей.
Элеаты (Парменид, Зенон и др.) рассматривают единое и умозрительное бытие в качестве первоосновы. Наибольшего расцвета онтологическая проблематика достигла в рамках Элейской школы, где, следуя Пармениду, под бытием понимают любое существование, реальность во всех видах. Парменид в философской поэме «О природе» рассматривал два вопроса (об отношении бытия и мышления и о соотношении бытия и небытия) и утверждал, что «быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету» [11, с. 39], и признавал, что в сущности все неизменно: «одно и то же есть мысль и бытие» [11, с. 40]. Он рассматривал бытие как Единое, бесструктурное, неделимое, данное умозрительно. Зенон – ученик и последователь Парменида – стремился доказать единство и неизменность бытия в форме апорий.
Атомисты (Левкипп, Демокрит и др.), соглашаясь с представителями Элейской школы, что бытие умопостигаемо, в противоположность им, считали «архэ» чувственно не воспринимаемые физические частицы – атомы, которые находятся в пустоте. Демокрит выступает родоначальником атомистики – философского учения, согласно которому первоосновой мира является атом (с греч. «неделимый», «мельчайший») – предел делимости вещества. Атом, согласно Демокриту, кроме внешней формы, порядка, положения и величины, обладает подвижностью [2, с. 245]. Движение, как известно, атрибут материи, это важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.