Контрольная работа на тему Проблема оценки качества анкеты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Метод опроса в мониторинговых исследованиях: виды, возможности, правила использования 2
2. Структура анкеты 8
3. Основные недостатки анкеты 11
4. Шкалирование. Виды шкал 18
5. Основные дефекты анкет и ошибки при их составлении 23
Список литературы 25
Фрагмент текста работы:
1. Метод опроса в мониторинговых исследованиях: виды, возможности, правила использования
Опрос — наиболее популярный метод сбора информации, который дает возможность получать надежную информацию, подвергается статистической обработке. По способу проведения опросов они делятся на анкетирование, что предусматривает заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты, и интервьюирования, в ходе которого респондент отвечает на вопросы устно, а интервьюер фиксирует эти ответы.
Выступать в роли респондента могут разные группы людей в зависимости от целей конкретного опроса. Например, ответы могут оказывать ученики, их родители, учителя, отдельные группы учителей (предметники, классные руководители), администрация ОУЗ, представители органов управления образования, члены общественных организаций, представители органов общественного самоуправления (Члены попечительского совета СНО, совет школы) и другие.
Рассмотрим более подробно анкетирование. Исследователи выделяют несколько видов анкетирования в зависимости от того, по каким основным признакам они группируются.
Основные виды анкетирования различаются объемом участников, способом заполнения анкет и способом общения во время сбора информации. Если анкетирование предполагает опросить всех без исключения участников определенного процесса, или всю социальную группу, коллектив и т.д., то такое анкетирование называется сплошным. Оно чаще используется в тех случаях, когда имеем дело с небольшими количествами людей.
Прямое анкетирование предполагает записи ответов анкеты собственноручно же опрашиваемыми лицами, а опосредованное — если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому респонденту это сделать трудно или невозможно из-за травмы, плохое зрение, возраст и тому подобное.
Личное анкетирование предполагает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, их стопроцентный возврат, предоставить в случае необходимости дополнительную консультацию опрашиваемому [5, c. 29].
Очень похожи на личное, также групповое и индивидуальное анкетирование, которые также нуждаются в непосредственном общении исследователя с респондентами. Во время проведения группового анкетирования, наиболее распространено при опросе школьников, их родителей, студентов, работников одного учебного заведения, участников собирают в определенное время в одном помещении в группы до 20 человек, с каждой из которых работает один анкетер. Да есть анкетирование, которое позволяет проконтролировать процедуру сбора информации, а также сэкономить время и деньги. Если же нет возможности собрать респондентов в одном городе, опрос осуществляется поочередно с каждым индивидуально.
При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросный лист респонденту, и он заполняет его в отсутствии исследователя. Например, анкетер передает с учениками анкеты для родителей. Этот вид анкетирования не дает гарантии в получении достоверной личностной информации от респондента.
Прессовое анкетирование предусматривает опубликования текста анкет на страницах журналов и газет с просьбой прислать заполненные анкеты по адресу. При почтовом анкетировании анкеты направляются по почте определенной группе лиц, избранных выборочно, с просьбой ответить и вернуть их по почте. Эти способы анкетирования достаточно неэффективны, так как возвращается в среднем около 5% анкет, следовательно, говорить о репрезентативности, информативность и объективность такого опроса не приходится.
Раздаточное анкетирование напоминает заочное, поскольку анкетер вручает анкеты каждому участнику, объясняет цель исследования и задачи, консультирует по технике заполнения анкеты и договаривается с опрашиваемым о сроке и способе их возвращения. Недостатки такого способа анкетирования аналогичные описанным выше.
При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросник респонденту и он заполняет его в отсутствии исследователя. Это значительно хуже по сравнению с описанными выше способами анкетирования, поскольку нельзя быть уверенным в том, что респондент, заполняя анкету, не общался с окружающими, следовательно, зафиксированные ответы могут не отражать его личного мнения, отношение к конкретным событиям и тому подобное.
Несмотря на указанные выше недостатки, анкетирование как метод сбора первичной информации при мониторинговых исследованиях, оценке деятельности ОУЗ получил душе широкое распространение особенно в последние годы в связи с активизацией гражданских процессов во всем мире, проведением большого количества исследований общественного мнения и т.
Преимуществами анкетирования являются:
— независимость ответов респондента от личности анкетера, его мировосприятие, ценностных ориентаций и т.д.;
— достаточность времени у респондента для обдумывания вопрос и формулировка (выбора) ответа;
— использование четко разработанной анкеты как инструмента, который имеет соответствующие качественные характеристики, уменьшает влияние на результат из-за недостаточности опыта анкетера;
— предыдущая продуманность, взвешенность вопросов, которые формулируются в анкете (при условии ее качественного разработки);
— достаточно широкий спектр вопросов, неограниченность во времени как, например, при интервьюировании;
— возможность стандартизации процедуры сбора данных и их последующей статистической обработки, что позволяет использовать эту информацию для выработки управленческих решений и формулировки взвешенных выводов (при условии соблюдения всех правил формирования выборки респондентов, проведение процедуры анкетирования и качества самой анкеты как инструмента).
Различные виды анкетирования дают возможность получить информацию разной степени надежности и достоверности, что является естественным, ввиду особенности процедур анкетирования в разных случаях. Понятно, что анкетирование, которое проводится опытным анкетером в его присутствии после короткого инструктажа респондента (а) и в, а анкета собирается исследователем собственноручно и проверяется ее заполнение (т.е. анкетирование прямое, личное и индивидуальное) что имеет значительно более высокие качественные характеристики и может применяться при количественных исследованиях определенной ситуации или явления.
Однако, анкетированию свойственны и некоторые общие недостатки, а именно:
— невозможность гибкого реагирования на процесс получения информации, перевод его сторону, на более интересные, актуальные для исследователя аспекты;
— возвращение не заполненных или заполненных частично анкету случае использование почтового анкетирования или по невнимательности анкетера;
— существование определенных ограничений в применении отдельных видов анкетирования, что снижает достоверность полученных данных (например, заполнение личных писем анкетера по ответам респондентов — детей, больных лиц и т.д., заполнение анкет другими лицами при почтовом или прессовом анкетировании и некоторые другие) [4, c. 211].
Рассмотрим технологию проведения анкетирования.
Проведение опроса, как и любого другого метода исследования, предполагает необходимость четкого и последовательного соблюдения всех необходимых процедур и этапов. Стандартный алгоритм проведения анкетирования в учебном заведении состоит из следующих этапов:
I этап. Разработка документов (положения, правила) о порядке анкетирования в учебном заведении, в котором четко сформулирована цель исследования, определены рабочая группа и ответственные лица за разработку анкет, установлен порядок проведения экспертизы, апробации анкеты, график анкетирования, обработки результатов.
II этап. Разработка анкет (подготовка первого варианта анкеты, проведения семантической экспертизы, ранжирования вопросов анкеты, определения их весовых коэффициентов, ее апробация, корректировка анкеты).
III этап. Выбор шкалы для обработки результатов анкетирования. С этой целью целесообразно провести оценку одного и того же объекта в разных шкалах с разным шагом (в разное количество баллов t = 1, 2, 5 и т.д.). Затем избирается та из них, которая дает наименьшее значение дисперсии, то есть рассеяния данных. Экспериментальные проверки показывают, что при оценке определенных качественных характеристик педагогов, учащихся, то есть личностей стоит применять 10-балльную шкалу, в которой 9-10 баллов соответствует ситуации, когда и или иное качество проявляется всегда, 8-9 баллов — проявляется в основном тому подобное.
IV этап. Проведение самого анкетирования и сбор данных.
V этап. Обработка результатов анкетирования методами математической статистики, обобщение информации, формулирование выводов, построение прогнозов и рекомендаций.