Контрольная работа на тему Проблема идентичности в современном российском обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Социокультурная идентичность как научная проблема 5
1.1. Понятие социокультурной идентичности 5
1.2 Модернизация как основная причина изменения современной идентификации 7
2. Проявление социокультурной идентичности 10
2.1. Этническая идентичность 10
2.2. Специфика национально-цивилизационной идентичности современной России 12
Результаты социологического опроса 17
Заключение 21
Список Литературы 23
Введение:
настоящее время на территории РФ реализуются серьезные социокультурные преобразования. Большинство старых институтов и структур подверглось разрушению, для граждан распался привычный образ окружающей действительности. Итогом стала утрата идентификации как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях. В подобных условиях общество и отдельно взятые граждане оказались в состоянии поиска принципиально новых парадигм идентичности.
Тема изучения проблемы идентичности в современном российском обществе, безусловно, актуальна, т.к. ситуация неспособности отождествить себя в национально-государственном плане, утрата основ духовной преемственности способны вызвать чувство тревоги, опасности, формируют агрессию по отношению к иным культурам и этносам, которая является своеобразным способом самозащиты, формой самосохранения. То есть в настоящее время становится очевидным кризис идентичности российских граждан.
Проблемой исследования, на наш взгляд, является то, что, в стране наблюдается кризис идентичности российских граждан.
Объектом нашего исследования являются российские граждане как социальная группа.
Предметом исследования выступает проблема идентичности в современном российском обществе.
Цель исследования – выявление проблемы идентичности в современном российском обществе.
Задачи исследования:
1.Дать определение понятия «социокультурная идентичность».
2.Охарактеризовать модернизацию как основную причину изменения современной идентификации.
3.Проанализировать этническую идентичность как проявление социокультурной идентичности.
4.Указать специфику национально-цивилизационной идентичности современной России.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время под понятиями «идентификация», «социальная идентичность» необходимо понимать процесс и итог самоотождествления гражданина с определенным человеком, группой или образцом. В таком случае процесс идентификации представляет собой один из механизмов социализации гражданина, посредством которого происходит усваивание конкретных норм поведения, ценностей тех социальны групп и индивидов, с которыми гражданин себя непосредственно идентифицирует. По мнению З. Фрейда, приоритетную роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителями обоего пола. Данная идентификация способствует усвоению нравственных ценностей родителей, формированию Суперэго как некоего внутреннего механизма самоконтроля. Подчеркнем, что каждый отдельно взятый индивид обладает разными идентичностями, что формирует проблему личностной интеграции.
2. Отметим, что современную картину мира стоит характеризовать как сочетание элементов глобального и локального в контексте сознания граждан. В этой связи отечественная социокультурная идентичность обусловлена формированием и влиянием двух групп факторов:
— внутренние факторы, которые связаны с российской историей, в том числе, с историей СССР, направленной на совместимость национально-государственной и этнической идентичностей,
— внешние факторы, которые связаны с мировыми и некоторыми мировыми и международными вопросами, в том числе, процессами глобализации.
Но все же конкретизирующими факторами является модернизация. Она требует кардинальное изменение идентичности и основана на указанном изменении. Кроме того, одна из приоритетных проблем модернизации является изменения прежней и формирование новой идентичности.
3. В рамках постоянно расширяющихся контактов между населением различных стран и представителями разных культур реализуется постепенное стирание границ культурной самобытности. В этой связи стремление сохранить специфику и традиции собственной культуры является вполне естественной реакцией на указанный процесс. В результате этого повышенную актуальность в рамках межкультурной коммуникации приобретает проблема определения культурной идентичности, которая выражается непосредственно в осознание гражданином своей принадлежности к той или иной культуре, позволяющей ему конкретизировать сове место в контексте мирового социокультурного пространства.
4. Анализируя специфику национально-цивилизационной идентичности современной России, отметим, что в условиях современной России национально-цивилизационная идентичность приобретает приоритетное значение по сравнению с иными ее составляющими. Является очевидным, что без детальной национальной и национально-цивилизационной идентичности институциональная структура современного общества не может являться стабильной, а развитие общества быть весьма устойчивым. Однако, в отличии от большинства западноевропейских стран на в Российской империи, ни в СССР процессы создания нации-государства не получили достаточно серьезного развития, были постепенно замещены развитием имперской политической структуры. В итоге формирования отечественной нации оказывалось более замедленным, а после распада СССР обнаружилось, что национальная, а также национально-цивилизационная идентичность в РФ далеко не сформировалась.
Фрагмент текста работы:
1. Социокультурная идентичность как научная проблема
1.1. Понятие социокультурной идентичности
В настоящее время под понятиями «идентификация», «социальная идентичность» необходимо понимать процесс и итог самоотождествления гражданина с определенным человеком, группой или образцом. В таком случае процесс идентификации представляет собой один из механизмов социализации гражданина, посредством которого происходит усваивание конкретных норм поведения, ценностей тех социальны групп и индивидов, с которыми гражданин себя непосредственно идентифицирует.
По мнению З. Фрейда, приоритетную роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителями обоего пола. Данная идентификация способствует усвоению нравственных ценностей родителей, формированию Суперэго как некоего внутреннего механизма самоконтроля. Подчеркнем, что каждый отдельно взятый индивид обладает разными идентичностями, что формирует проблему личностной интеграции.
Понятие «идентичности» является многомерным по смыслу. Оно означает и тождественность, то есть детальное соотнесение и отождествление с конкретным кругом понятий, и подлинность, в смысле характеристики подлинного содержания, и индивидуальность, в применении к характеристики наиболее ярко выраженных личностных качеств.
Отметим, что подобном множественном толковании заложены возможности для подобной многомерной интерпретации содержательных характеристики идентичности. Во-первых, характеристики как совокупности индивидуальных качеств личности. Во-вторых, характеристики как общих для индивида и референтной группы, с которой он себя непосредственно соотносит, некоторой системы ориентиров, предпочтений, мотиваций и ценностей.
В-третьих, как результата подобного соотнесения (то есть идентификации), выявляющей индивидуальные характеристик и общие качества. Совокупность этих составляющих (качественных характеристик и процесса их выявления) можно определить, как «социокультурную идентичность» — представление человека о себе и своем месте в обществе, тех ценностей и поведенческих моделей, которые формируются на основании отождествления себя с определенным культурным выбором и ролевыми функциями, с социальными институтами и отношениями. Этот вывод подтверждается результатами социальной самоидентификации студентов.
Анализ социальной идентичности связан с изучением идентичности различных социальных и культурных групп и исследованием взаимодействия индивида и социальной группы, с которой он идентифицирует себя. Социальная идентичность трактуется в терминах групповой принадлежности к социальной группе, обязательной включенности в определенную социокультурную категорию. Категоризация социальной идентичности осуществляется на уровне повседневного восприятия и на идеологическом и общекультурном уровне.
Процесс социокультурной трансформации, который наблюдается в современном мире, разрушает или значительно деформирует сложившиеся в обществе основные идентичности. В дальнейшем, в условиях тотального разрушения или смещения социокультурных связей, кризис идентичности не воспринимается ни обществом, ни индивидом как нечто аномальное.
Это позволяет найти новый способ существования, создающий пространство социального взаимодействия. Наступает этап приспособления личности к кризису социокультурной идентичности, что развивает маргинальные качества или способность к социальной мимикрии, обретению того облика, который является наиболее желательным и эффективным в данной ситуации.
Социокультурная идентичность является важной характеристикой не только отдельного индивида, но и всей социальной общности. Принадлежность к определенной социальной общности и типу культуры придает людям уверенность, формирует чувство безопасности и социальной защищенности.
1.2 Модернизация как основная причина изменения современной идентификации
Отметим, что современную картину мира стоит характеризовать как сочетание элементов глобального и локального в контексте сознания граждан. В этой связи отечественная социокультурная идентичность обусловлена формированием и влиянием двух групп факторов:
— внутренние факторы, которые связаны с российской историей, в том числе, с историей СССР, направленной на совместимость национально-государственной и этнической идентичностей,
— внешние факторы, которые связаны с мировыми и некоторыми мировыми и международными вопросами, в том числе, процессами глобализации.
Но все же конкретизирующими факторами является модернизация. Она требует кардинальное изменение идентичности и основана на указанном изменении. Кроме того, одна из приоритетных проблем модернизации является изменения прежней и формирование новой идентичности.
По мнению исследователя В.Г. Федотовой, процесс модернизации стоит характеризовать как процедуру формирования принципиально новых институтов и отношений, а также норм и ценностей, которая требует конкретного изменения идентичности граждан модернизирующего общества и завершается итоговой сменой их идентичности.
В это же время процедуры формирования современной идентичности сопровождается поисками методов органичного совмещения императивом модернизации с конкретными императивами сохранения основ культурной идентичности, наличия конкретной преемственности в рамках культуры.
В противном случае, при наличии значительных разрывов в культуре и формировании слабо связанных между собой идентичностей “из разных эпох” разрушается культурная ткань модернизирующегося общества, и все кажущиеся успехи модернизации рано или поздно оборачиваются ее поражениями. Так произошло, например, в результате гигантского культурного слома в советский период.