Контрольная работа Гуманитарные науки Философия

Контрольная работа на тему Проблема бессознательного в работах З. Фрейда и его последователей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Зигмунд Фрейд о сфере бессознательного

в психике человека 5

1.1 Краткая характеристика главных работ Зигмунда Фрейда 5

1.2 Сфера бессознательного в работах Зигмунда Фрейда 6

Глава 2 Главные последователи З. Фрейда

о проблеме бессознательного: обзорная характеристика 10

2.1 Сфера бессознательного в трудах неофрейдистов 10

2.2 Карл Густав Юнг и Альфред Адлер о проблеме бессознательного 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

  

Введение:

 

Актуальность темы. Зигмунд Фрейд (1856-1939) осознавал и признавал специфичность мировых проблем начала XX века, предпочитая подойти к их выявлению и разрешению со своих позиций. В числе главных проблем начала XX века: нарастание хаоса, многократное умножение сложностей и неопределённостей, становление новых социальных и культурных реалий, конвергенция социалистической социальности с капиталистической. «Человеческая жизнь является жестоким, иррациональным, унижающим делом» – таков вердикт З. Фрейда, не изменившийся в течение всей его жизни [18]. Психические расстройства и фрустрации, сопровождающие социальные трансформации указанного периода, стали предметом его изучения. Вывод З. Фрейда о том, что причиной невротических симптомов являются вытесненные влечения раннего детства, является основополагающим для психоанализа [9].

Распространено профессиональное мнение: учение З. Фрейда об определяющей роли бессознательного в жизни человека, т.е. сферы инстинктов, скрытых влечений и неосознанных представлений – допустимо рассматривать как одну из трёх основных – наряду с христианством и марксизмом – мировоззренческих систем, наиболее распространённых сегодня в мире [см. 8]. Благодаря З. Фрейду, в современных социально-гуманитарных науках человек рассматривается как био-социо-культурная система. Основатель и редактор «Международного журнала психоанализа» Эрнест Джонс (1879-1958) отмечал: «Фрейд интересен нам всегда.<…> Ожидание неизвестного – вот причина нашего любопытства» [6, с. 10].

Место психоаналитической философии в системе научного знания. Психоаналитическая философия З. Фрейда, в основу которой положен принцип работы сферы бессознательного как главного пласта психики человека, является ярким образцом «неклассического способа мышления», обозначившегося в конце XIX – начале XX века. Неклассический способ мышления явился антиподом классического способа мышления, основанного на работе разума, исток классического стиля мышления рационализм Нового времени (классический стиль мышления был, в частности, присущ Декарту Лейбницу, французским философам-просветителям). Неклассический способ мышления оспаривает «претензии познающего разума на роль “последней инстанции” в деле осмысления бытия». [2, с. 295].

Благодаря З. Фрейду сфера бессознательного в психике человека становится объектом научных исследований [16]. К безусловным заслугам З. Фрейда следует также отнести осуществлённую им реабилитацию души в качестве материального начала. Благодаря З. Фрейду, идея души вышла за рамки рассмотрения одной лишь только философии – изначально представители точных наук относили рассмотрение души именно к философии.

Цель данной работы состоит в аналитическом выявлении основных характеристик сферы бессознательного, которые были даны в работах З. Фрейда и его главных последователей. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— обозначить содержательную направленность главных работ З. Фрейда;

— изучить главные характеристики сферы бессознательного в психике человека, приведённые в работах З. Фрейда;

— показать влияние фрейдистского толкования бессознательного на формирование главных идей представителей неофрейдизма – социокультурной разновидности фрейдизма;

— рассмотреть характеристики сферы бессознательного в психике человека, приведённые в работах известных последователей З. Фрейда – К. Хорни, К.Г. Юнга и А. Адлера.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам рассмотрения темы контрольной работы можно обозначить следующие выводные обобщения:

— иррациональная философия Зигмунда Фрейда, отстаивающая приоритет внерациональных проявлений человеческой сути – инстинктов –

над проявлениями рациональными, явилась критическим ответом на идеалы Просвещения – З. Фрейд доказал: не всё в человеческой жизни и в истории можно объяснить работой сферы разума;

— З. Фрейд обозначил принципиально новый взгляд на душевную жизнь человека: душевную жизнь человека нельзя рассматривать только лишь с позиции движения впечатлений и реакций, душевной жизни присуща константа – бессознательное;

— благодаря последователям З. Фрейда, сделавшим акцент на влиянии бессознательного на социокультурную сферу, сегодня философско-психологическая теория представляет собой взаимосвязанное единство психоаналитической антропологии, психоаналитической культурологии и психоаналитической социологии;

— фраза – это «оговорка по Фрейду», означающая неожиданное для человека обозначение «работы» сферы бессознательного, проявляющееся в смысловых неточностях, в кажущемся алогизме суждений – прочно вошла в лексикон современных людей;

— З. Фрейд, хотя и не считавший себя философом, оказал большое влияние и на становление различных философских школ – так, например, сегодня развивается «психоаналитическая герменевтика» и другие «синтетические» философско-антропологические учения.

Психоаналитическая философия, у истоков которой стоял З. Фрейд, со времени своего появления и по сей день будоражит умы людей, помогая находить ответы на злободневные вопросы субъективного и объективного свойства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Зигмунд Фрейд о сфере бессознательного в психике человека

Психоаналитическая философия трактуется как теория, разъясняющая роль бессознательного – влечений, инстинктов, неосознанных представлений – в жизни человека и общества. Возникнув в Вене в середине 1920-х гг., психоанализ постепенно распространяется повсеместно в странах Европы, а также в США, отмечает российский исследователь психоаналитической философии А.М. Руткевич [18].

1.1 Краткая характеристика главных работ Зигмунда Фрейда

Собственную теорию, известную как психоанализ, которая нашла отражение и в психиатрической технике – для лечения неврозов – З. Фрейд формирует в 1890-х годах. Первая психоаналитическая работа «Исследования по истерии», написанная З. Фрейдом в соавторстве с Й. Брейером, увидела свет в 1896 г.

Следующая крупная работа З. Фрейда – «Толкование сновидений» была издана в конце 1899 г. (как отмечает Руткевич А.М., на русский язык эта работа впервые была переведена в 1913 г.). В начале XX века выходят работы З. Фрейда по «психопатологии обыденной жизни», а также теории сексуальности, в частности, в 1910 г. выходит работа «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности».

Работы 1920-х годов отличаются своей направленностью – в этих работах З. Фрейд «распространяет методы психоанализа на сферы социальной психологии, этнографии, социологии, художественного творчества» [18]. В работе под названием «Я и Оно», увидевшей свет в 1923 г., З. Фрейд вносит изменения в общую теорию психоанализа, получившую названием «метапсихология».

Следующая крупная работа З. Фрейда – «Будущее одной иллюзии» – стала дополнением к просветительской критике религии. Известно, что З. Фрейд – материалист по философскому мировосприятию – негативно относился к религиозному мировоззрению. Подтверждением данного факта является следующая точка зрения З. Фрейда, обозначенная им в лекции «О мировоззрении»: З. Фрейд в своей лекции «О мировоззрении», в частности, заявляет следующее: «Этические требования, которые хочет подчеркнуть религия, нуждаются в совсем других обоснованиях, поскольку они неотделимы от человеческого общества, и опасно связывать следования им с религиозной верой. Если мы попытаемся найти место религии в процессе развития человечества, то она окажется не вечной ценностью, а чем-то вроде невроза, который должен преодолеть каждый культурный человек на своём пути от детства к зрелости. <….>. Что же касается защиты, которую религия обещает своим верующим, то я думаю, – говорит З. Фрейд, что никто из нас не захочет даже сесть в автомобиль, если шофёр объяснит, что он будет строго соблюдать правила уличного движения, руководствуясь полётом своей фантазии» [11, с. 599, 602]. Последующая работа З. Фрейда – «Недовольство культурой», посвящённая фрейдистскому пониманию философии культуры, вышла в 1930-ом году.

После включения Австрии в состав Германии (аншлюса Австрии), произошедшего в первой половине марта 1938 года, З. Фрейд переезжает из Вены в Лондон, где он проводит последний год своей жизни – З. Фрейд скончался в Лондоне 23 сентября 1939 г. Последняя работа учёного –«Человек Моисей и монотеистическая религия», вышла в Амстердаме, в 1939 году [18]. Последняя работа З. Фрейда представляет «собой генеалогию единобожия», т.е. исследование становления и развития религии монотеистического типа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы