Контрольная работа на тему Природа человека в работе Ф. Ницше «К генеалогии морали».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I. Мораль — основная тема поздних сочинений Ницше 5
1.1. Бытие становления: сущность ницшеанского
генеалогического метода 6
1.2. Мораль господ и мораль рабов (ресентимент)
— ключевая антитеза сочинения «К генеалогии морали» 8
II. Структура сочинения «К генеалогии
морали»: три аспекта рассмотрения
человеческой природы 12
2.1. Рассмотрение первое: добро и зло,
хорошее и плохое 13
2.2. Рассмотрение второе: вина, нечистая совесть и всё,
что сродни им
14
2.3. Рассмотрение третье: что означают аскетические
идеалы? 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение:
Актуальность
темы. Пандемические реалии актуализировали
понимание того, что общая направленность
человеческих усилий должна сводиться к трём пунктам: 1. сохранения и воспроизводства жизни; 2. воспроизводства ресурсов
для жизни; 3. воспроизводство образцов и норм, т.е. ценностей жизнедеятельности. Подобные триединые
процессы жизненного воспроизводства в разные времена либо заходят в тупик — что
в своё время и провозгласил Ницше (1844-1900 гг.) — либо имеют свойство
максимального приближения к искомой цели. Необходимость обращения к идеям Ницше
по переосмыслению ценностей человеческого существования, приобретает сегодня
новую грань актуальности.
Во
все времена остаётся оптимальной стратегия человеческого существования, направленная
на максимальную мотивированность человека, а также на его максимальную
самореализуемость. Философия жизни как теоретическое обобщение, появившееся на
стыке XIX
и
XX
веков, является отображением данной стратегии человеческого существования. Отправной
точкой философских изысканий Ницше, составивших суть его философии жизни, стало
учение Ч. Дарвина (1809-1882 гг.), волюнтаристская философия А. Шопенгауэра
(1788-1860 гг.), а также учение немецкого философа и экономиста Ф.А. Ланге
(1828-1875 гг.). Доводы означенных мыслителей составили фундамент философских
построений Ницше, направленных на создание идеала нового типа человека –
сверхчеловека, задача которого – «уничтожить всё лживое, болезненное,
враждебное жизни» [12, с.304]. Одна из
главных задач Ницше – уничтожить старое, лживое ценностное отношение к жизни,
т.е. старую мораль, и предложить взамен мораль новую.
Цель
данной работы – осуществить обзорную аналитику идей Ницше о природе человека,
изложенных им в сочинении «К генеалогии морали».
Достижение
цели предполагает решение следующих задач:
—
обозначить специфику воззрений Ницше на сущность жизни как совокупности
проявлений человеческой природы;
—
охарактеризовать сущность ницшеанского генеалогического метода;
—
обозначить ключевое категориальное противопоставление сочинения «К генеалогии
морали» — мораль господ и мораль рабов (ресентимент);
—
изучить структуру сочинения «К генеалогии морали»;
—
проанализировать общие положения сочинения «К генеалогии морали», отражающие
взгляды Ницше на природу человека: добро
и зло, хорошее и плохое, вина, нечистая совесть, а также аскетические идеалы.
Заключение:
За
философскими идеями Ницше, изначально воспринятыми как «интеллектуальный бред», со временем
закрепилась социально-историческая слава и значимость. Стратегия философии
жизни, предложенная Ницше, заключается в новом понимании эволюции, т.е. не в
традиционном смысле прогресса, который Ницше активно критикует, а в значении
опыта человеческого становления. В философии Ницше нет цельной метафизики, нет
цельного человека, но есть неосуществленная тоска по этой цельности [11, с.98].
В
настоящее время, в условиях пандемических реалий, существование людей может
рассматриваться как пребывание в пограничной ситуации, когда необходим пересмотр старых представлений о реальности и самом себе, и
как следствие, поиск новых ориентиров для жизни. В подобных условиях
философия жизни Фр. Ницше,
получившего в истории философии статус
«воспитатель человечества», обретает новую грань своей актуальности, предлагая
векторы переосмысления судьбы человека в этом мире,
смысла человеческой жизни, проблемы самого факта человеческого существования,
включая онтологический статус личности. Ницше вошёл в интеллектуальную
историю в качестве беспощадного критика прошлого, человека, который ниспроверг
ценности, казавшиеся традиционными и возвестившего о новом типе человека.
Верность всему земному, а не небесному (к чему призывало христианство) была
присуща Ницше на протяжении всего его жизненного пути. В связи с этим его наставление:
«Не зарывайте голову в песок небесных истин, несите ее гордо: земная голова,
которая творит, есть соль земли. Сверхчеловек — вот соль земли» [цит. по 8, с.
267]. Ницше, провозгласив, что «все формы власти старого общества взлетели в
воздух, ибо основывались на лжи», оказался провидцем – его предсказания о грядущих
войнах, «каких еще земля не видала», сбылись с небывалой точностью.
Фрагмент текста работы:
I. Мораль — основная тема
поздних сочинений Ницше Иррациональная
философия (отстаивающая приоритет
внерациональных проявлений человеческой сути — чувств, эмоций, воли, инстинктов
над проявлениями рациональными), олицетворением которой является само
имя Ницше, явилась критическим ответом на идеалы Просвещения. Под эпохой
Просвещения хронологически понимается XVIII век в истории Европы и Северной Америки, явивший
собой особый период интеллектуального развития. Методологической базой Просвещения,
философия которого носила сугубо рационалистический характер, стали — идея
абсолютизации мощи человеческого разума, а также девиз французских
революционеров 1789 г. «Свобода. Равенство. Братство». Именно принципиальным
несогласием Ницше с подобного рода
методологией было обусловлено выстраивание Ницше новой философии о человеке.
Ницше
не разделял веру в разумность, рациональность человека как субъекта истории,
выступал против концепции рациональной автономии, а также против веры во
всеобщий универсальный разум и против форм организации политической жизни,
противостоящих многовековым традициям. По его убеждению, Просвещение явило
собой утопическую (с греч. место, которого нет, утопия есть плод воображения,
игра ума на предмет того, как в идеале должно быть устроено общество и
государство) программу поисков рациональной, обоснованной свободы во всех ее
проявлениях.
Критикуя
утопизм Просвещения, Ницше выдвигает свои
антиутопические (демонстрирующие то, каким в идеале не должно быть
общество и государство) мыслительные конструкции, главные из которых — «воля к
власти» и «сверхчеловек» — составляют сущность его иррациональной философии.