Контрольная работа на тему Приобретённые нарушения слуха (позднооглохшие дети, причины , коррекция, профилактика, методы, компенсации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Слух играет очень важную
роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности
воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания
окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах
и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может
пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего
человека, полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных
спектаклей [1].
Особенно важна роль слуха
в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности
общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов
передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи
ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов
и, главным образом, словесного и логического мышления. Стойкое нарушение слуха
как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии,
затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом [3].
Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного
участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Судьба ребенка с
нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором
произошло нарушение слуховой функции, срок установления нарушения, степень
снижения слуха и своевременность начала мероприятий, направленных на
восстановление слуховой функции.
Первые годы жизни ребенка во многих
аспектах являются критическими, поскольку в этом возрасте происходят развитие
речи, формирование познавательных и социально-эмоциональных навыков. нарушение функции слуха замедляет или
останавливает развитие ребенка, поэтому своевременная диагностика предотвращает
нежелательные последствия, обусловленным нарушением слуха.
Важно учитывать, что у подавляющего
большинства детей нарушения слуха возникают на 1-3 году жизни, то есть в
доречевой период или в период становления речи.
Своевременный и правильный диагноз нарушений слуховосприятия дает
возможность как можно раньше начать реабилитацию и помогает быстрой интеграции
и социализации ребенка [6, с. 10-13].
На сегодня первостепенное значение
приобретают
·
своевременное выявление детей с
нарушениями слуха;
·
оказание квалифицированной медицинской и
педагогической помощи;
·
оказание помощи в социальной адаптации таких
детей.
Это достаточно важно, поскольку ранее первые
признаки нарушения не всегда удавалось обнаружить на ранних стадиях. аудиометрические и другие обследования не
всегда давали точные данные о состоянии слуха, а потому на них нельзя было
ориентироваться. Поэтому
лечебно-реабилитационные мероприятия в отношении детей с нарушениями слуха
начинали проводиться только с трех лет.
Нормальная функция
слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка.
Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое становление
ребенка. При его отсутствии ребенок самостоятельно, без специального
воздействия извне не может овладеть словесной речью. Кроме того, ребенок не
может контролировать произношение различных звуков. Отсутствие или
недостаточное развитие речи ведут к нарушениям в развитии других познавательных
процессов, прежде всего словесно-логического мышления и словесной памяти.
Заключение:
Психическое развитие
слабослышащего и глухого ребенка происходит с отклонениями от нормы, поскольку
физический недостаток вызывает нарушение многих функций психики и психических
процессов. Имеющееся нарушение восприятия речи, что мешает становлению речевых
механизмов, приводит к недоразвитию речевой деятельности. У ребенка речевое
недоразвитие, обусловлен полноценным слухом, приводит к нарушению его
познавательной деятельности и своеобразного развития таких психических
процессов, как мышление, память воображение и тому подобное. Это осложняет
социальное взаимодействие ребенка с нарушением слуха.
Трудности словесного общения является одной из
главных причин нарушений развития. Однако современные достижения науки
(техники, медицины, сурдопедагогики) обусловили разработку высоких технологий.
Необходимых для практического решения большинства проблем детей с нарушением
слуха.
Считается, что, в целом,
половину всех случаев потери слуха можно предотвращать с помощью
медико-санитарных мер.
Среди детей в возрасте до
15 лет 60% случаев потери слуха вызваны предотвратимыми причинами. Этот
показатель выше в странах с низким и средним уровнем дохода (75%) по сравнению
со странами с высоким уровнем дохода (49%). Предотвратимые причины потери слуха
у детей включают следующие:
ü Инфекции,
такие как свинка, корь, краснуха, менингит, цитомегаловирусные инфекции и
хронический отит среднего уха (31%).
ü Осложнения
при родах, такие как асфиксия плода при рождении, низкая масса тела,
недоношенность и желтуха (17%).
ü Использование
ототоксических лекарственных средств среди беременных женщин и детей грудного
возраста (4%).
ü Иные
(8%).
В число простых стратегий
профилактики входят следующие:
— иммунизация детей
против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и свинку;
— иммунизация девочек
подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до
наступления беременности;
— предотвращение
цитомегаловируса у беременных женщин путем надлежащей гигиены, выявление и
лечение сифилиса и некоторых других инфекции;
— укрепление программ
охраны здоровья матери и ребенка, включая содействие безопасным родам;
— соблюдение надлежащей
гигиены ушей;
— уменьшение воздействия
(как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения
осведомленности о рисках; разработки и применения соответствующих законов и
настоятельных рекомендаций в отношении использования средств индивидуальной
защиты, таких как беруши и шумоподавляющие внутриушные и головные наушники.
— скрининг детей на
средний отит с последующими надлежащими мерами медицинской помощи или
хирургическими вмешательствами;
— избежание применения
некоторых лекарственных средств, которые могут быть вредными для слуха,
применение только по назначению и под контролем квалифицированного врача;
— направление
новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи
или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для
ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в
случае необходимости;
— введение в действие
глобального стандарта ВОЗ-МСЭ для персональных аудиосистем и устройств. Это
может быть сделано правительствами и производителями смартфонов и MP3-плееров.
В случае его соблюдения, этот стандарт может способствовать предупреждению
потери слуха по причине небезопасного прослушивания музыки, которое наносит
вред слуху;
— просветительная работа
среди молодежи и всего населения в отношении потери слуха, ее причин,
профилактики и выявления.
А метод кохлеарной
имплантации на сегодня является наиболее эффективным, безопасным и надежным
методом реабилитации как взрослых, так и детей с тяжелыми нарушениями слуха и
глухотой. Поэтому, если ребенку
поставлен диагноз «глухота», это не значит, что она не сможет слышать. Современные технологии и правильно
организованная, и проведенная слухослышащая реабилитация дают настоящую
возможность детям улучшить или полностью восстановить слуховое восприятие,
получить
возможность общения, а, следовательно,
возможности развиваться и жить полноценной жизнью, постоянно повышая его качество.
Постоянное партнерство между
специалистами и родителями, своевременно проведенные анализы, должным образом
организованная коррекционно-развивающая работа являются гарантами успешной
слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха и подготовки их к обучению
в массовой школе.
Фрагмент текста работы:
1.
Общие
понятия, формы, виды. Классификация нарушений слуха
Под нарушением слуха
понимается нарушение способности воспринимать и дифференцировать (различать)
звуковые колебания посредством слухового анализатора.
Слуховой анализатор у
человека состоит из периферического звена (включающего наружное, среднее и
внутреннее ухо), проводящих нервных путей и центрального (коркового) отдела,
расположенного в височных долях больших полушарий головного мозга. Первичный
анализ звуковых раздражений происходит в периферическом отделе (преимущественно
в кортиевом органе внутреннего уха); высший анализ и синтез акустических
раздражений осуществляется в корковом отделе слухового анализатора.
При отсутствии слуха или
резком его снижении ребенок лишен возможности воспринимать речь окружающих и
подражать ей и поэтому не может самостоятельно овладеть звучащей словесной
речью. Если ко времени потери слуха у ребенка уже имелся некоторый «речевой
запас», то при отсутствии специальных педагогических мероприятий этот запас не
только не обогащается, но постепенно утрачивается. Вторичные нарушения речевого
развития у ребенка с дефектом слуха резко ограничивают его возможности общения
с окружающими, а, следовательно, и познавательные возможности, так как устная
словесная речь является важнейшим способом передачи и получения информации.
Кондуктивная тугоухость –
это нарушение слуха, когда блокируется прохождение сигнала от источника звука
до завитка, что является результатом повреждений частей наружного и среднего
уха.
Сенсоневральная
тугоухость (нейросенсорная) тугоухость наступает при повреждении структуры
завитка, слухового нерва и головного мозга – поражения подкорковых и корковых
центров и нервных клеток слуховой системы. Сенсоневральная тугоухость приводит
к нарушению обработки мозгом неречевых и речевых звуков и речи как процесса и
конечного результата.
Комбинированные нарушения
слуха – это заболевания, локализованные в структурах наружного, среднего или
внутреннего уха, которые охватывают и структуры головного мозга.
К нарушениям слуха
относятся глухота, тугоухость, поздняя потеря слуха возникает у детей в
возрасте 3-4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним
возникновением глухоты.
К категории детей с
нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (необратимое) двустороннее
(на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с
окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). К стойким
нарушениям слуховой функции относятся такие нарушения, при которых ни в
процессе спонтанного развития, ни при проведении специальных лечебных
мероприятий не достигается положительных результатов в восстановлении слуховой
функции.
Глухота – наиболее
глубокая степень поражения слуха, при которой полноценное восприятие
акустических сигналов (включая звуки речи) становится невозможным. Глухие дети
– это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, врожденным или
приобретенным в раннем детстве. Глухота как первичный дефект, будучи причинно
связанная с вторичным нарушением развития речи, приводит к ряду других
отклонений психического развития. Серьезные нарушения формирования словесной
речи, а тем более полное ее отсутствие, негативно отражаются на зрительном
восприятии, на развитии не только словесно-логического, но и наглядного
мышления и других познавательных процессов [9].
Тугоухость (слабослышание)
– стойкое двустороннее снижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии
речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого
нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи
разговорной громкости. Лиц с тугоухостью называют слабослышащими. Частичная
слуховая недостаточность приводит не только к уменьшению объема воспринимаемой
речевой информации и качественному своеобразию ее восприятия. Наличие
остаточного слуха гораздо в более большей степени, чем у глухих детей,
позволяет слабослышащим спонтанно накапливать определенный словарный запас и
пользоваться им для общения с окружающими. Однако при рано наступившей или
врожденной тугоухости без специального обучения устная речь у слабослышащих
детей также не развивается.
В зависимости от степени
выраженности нарушения слуховой функции и от времени потери слуха, выделяют три
группы детей – не слышащие (глухие) дети, позднооглохшие и слабослышащие.
К первой группе относят
детей, у которых глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха является
врожденным или приобретенным в раннем возрасте, до того, как у него
сформировалась речь, т.е. в так называемом доречевом периоде.
Вторая группа –
позднооглохшие дети – это дети, потерявшие слух в более позднем периоде
развития, когда речь уже сформировалась; поэтому речь таких детей в той или
иной мере сохранна.
В третью группу входят
слабослышащие дети, имеющие частичную, в разной степени выраженную слуховую
недостаточность, которая приводит к нарушениям в речевом развитии детей.