История психологии Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Принципы отечественной психологии в их истории и развитии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ.. 4

2.ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

  

Введение:

 

В последние годы наблюдается явное
оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и
практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу
методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической
проблематике. Более того, в последние годы на страницах ведущих психологических
журналов развернулись дискуссии, посвященные обсуждению вопросов методологии
психологии. Это обстоятельство не может не радовать, т.к. увеличение интереса к
методологии обычно бывает связано (как свидетельствует история психологии) с
появлением новых теоретических подходов и существенным продвижением в
разработке предметного поля психологии.

Вместе
с тем нельзя не отметить, что интенсивные методологические поиски пока не
привели к созданию концепции методологии. Большинство авторов, обсуждающих
вопросы методологии психологии, явно или неявно исходят из известного
«определения» методологии, данного в далеком 1926 году Львом Семеновичем
Выготским. Указывая, что разработка новой методологии необходима, Выготский
писал: «Какая будет эта методология и скоро ли она будет, мы не знаем, но что
психология не двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом
вперед будет методология, это несомненно» (Выготский, 1982, с.422- 423).

Методология
определялась Выготским как «общая психология», «диалектика психологии»,
совокупность принципов и «опосредующих теорий», «критики» психологии
(Выготский, 1982, c.420-421). «Нужна методология, т.е. система посредствующих,
конкретных, примененных к масштабу данной науки понятий» (Выготский, 1982, c.
419). Как хорошо известно, сам Выготский разработать концепцию методологии не
успел.

Многим
психологам такая позиция в отношении методологии представляется оправданной и
сегодня: отдавая дань постмодернизму или разделяя популярные в последние годы
идеи плюрализма, авторы полагают, что методология должна представлять собой
набор, совокупность определенных положений (в том числе и существенно
различных), приложимых в различных случаях и по различным поводам. Некоторые
авторы говорят о «множественности методологических подходов и соответственно
средств методологического анализа» (Корнилова, 2006, с. 94). Возникает
важнейший вопрос: как эта совокупность понятий, принципов и пр. должна быть
организована, что объединяет методологический аппарат в единую систему? Как
должны соотноситься между собой различные методологии? В советской психологии
первый вопрос решался «автоматически»: поскольку методология имела уровневое
строение, единство методологии психологии обеспечивалось диалектикой (напомним,
в качестве методологической основы психологии выступала философия
диалектического и исторического материализма).

Второй
вопрос в советской психологии даже не поднимался, поскольку методология была
одна на всех. В годы, последовавшие за «перестройкой», когда происходило
обновление советской методологии психологической науки, было сформулировано
несколько различных позиций по поводу ее реформирования (от радикальной,
требующей отказаться от старой методологии, до консервативной, сохраняющей
советскую методологию, и предполагающей лишь ее деидеологизацию и устранение
явных анахронизмов).

Методология психологии
имеет конкретно-исторический характер, поэтому если перед психологией встают
новые задачи, то и методология должна осуществлять соответствующую проработку,
создавая новые методологические модели.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня упоминают следующие принципы: детерминизма,
отражения, развития, нервизма, рефлекторный, принцип единства сознания и
деятельности, принцип опыта, принцип системности.

У Рубинштейна в советской психологии
фигурируют: принцип психофизического единства, принцип развития психики как
этапа эволюции организмов, принцип историзма (общественное бытие определяет
сознание), принцип единства теории и практики).

Принцип отражения – все субъекты имеют
отражательную способность. Т.е. в психике воспроизводятся внешние свойства
вещей. (сегодня выделяют отражение физическое, физиологическое, психическое).

Принцип развития – психика находится в
постоянном изменении от низших форм к высшим.

Принцип нервизма – психика рассматривается
только в связи с возникновением нервной системы и головного мозга.

Рефлекторный принцип – все психические
процессы (Сеченов) от ощущения до мышления являются рефлекторными по сути

Принцип ассоциаций — все психические
явления соединяются по смежности, сходству или контрасту.

Принцип единства сознания и деятельности.
Бездеятельная психика – нонсенс.

Принцип опыта – психика является не
тождественным, а субъективным отражением внешнего мира. Восприятие явлений и
атрибутов внешнего мира зависит от жизненного опыта субъекта.

Принцип системности состоит в том, что
одна психическая функция всегда находится в зависимости от другой, между ними
нет изоляции.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.МЕТОДОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИИ Важной составляющей методологии психологии
является ее принципы (от лат. principium — начало, основа) — основные выходные
положения теории (учения, науки, мировоззрения), через призму которых рассматривается
объект познания. Поэтому в психологии принципы называют пояснительными,
поскольку именно благодаря им раскрывается (объясняется) сущность психических
явлений, которые являются объектом исследовательской или практической
деятельности. Принципы определяют также направление научного поиска и
интерпретации получаемых результатов (В. В. Константинов). В психологии
основном выделяют три группы (уровни)принципов: 1) выходящие по философии; 2)
общепсихологических;3) конкретно-научные (отраслевые) [1, с. 132; 2, с. 179; 3,
с. 249].

К принципам, которые выходят из философии,
относятся, прежде всего, принципы историзма, системности, диалектического
противоречия, единства качества и количества, диалектического возражения,
развития, причинности и т.д. [4].

Основополагающими принципами собственно психологии
являются: принципы детерминизма, отражения, единства психики и деятельности,
развития, системности(По А. Н. Ткаченко) [5].Перечень конкретно научных
принципов определяется определенной отраслью психологии с учетом специфики ее
предмета; они имеют меньший уровень обобщенности. В социальной психологии —
это, например, принцип совместной деятельности педагога и ученика,
пропагандиста и аудитории, руководителя и подчиненных, наставника ипитомца. В
инженерной психологии — принцип одновременного проектирования всех трех
элементов антропотехнического комплекса(Человек — ЭВМ — среда) и др.

Рассмотрим сущность принципов психологии,
выходящие из философии, а также общепсихологических. Несмотря на философское
происхождение первой группы принципов, в частности историзма, системности,
диалектического противоречия, единства качества и количества, диалектического
возражения, развития, причинности (Е. П. Бережная, А. А. Калита, А. В.
Клименюк), они в полной мере распространяются и на объяснение психических
явлений. Эти принципы психология сама не формулирует, она только конкретизирует
их применительно психической реальности. Раскроем содержание этих принципов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы