Контрольная работа на тему Принцип отраженной субъектности, его роль в обучении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Принцип отраженной субъектности, его роль в обучении 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение:
Повышенный интерес к изучению субъектогенеза – порождению человеком себя как субъекта, становлению способности к самодетерминации – обусловлен тем, что, стремясь предопределять все то, что происходит с нами, становясь «причиной самих себя», рождаясь в качестве субъекта, мы боремся за обладание одной из самых больших для каждого из нас ценностей – нашей жизнью.
Это стимулирует дальнейшую разработку различных видов психологопедагогических практик субъектогенетической ориентации, в которых оценка их результативности строится с учетом феномена отраженной субъектности.
Согласно определению В.А. Петровского, отраженная субъектность – идеальная представленность одного человека в другом, «инобытие кого-либо в ком-либо». Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. По своей сути отраженная субъектность – это идеальная форма бытия личности одного человека в другом человеке, его персональная представленность и продолженность в идеальном плане в других людях (метаиндивидное существование личностного).
Многочисленные эксперименты показали, что образ другого, который приобрел статус отраженного субъекта, меняет поведение человека, побуждает его действовать не так, как он действует, будучи всецело предоставленным самому себе.
Но пока все еще остается не ясным, какие факторы, личностные особенности и каким образом влияют на проявления того или иного варианта отраженной субъектности.
В связи с этим нами была предпринята серия экспериментов с использованием айтрекеров для выявления персонологических факторов, существенным образом влияющих на характер и интенсивность проявлений феномена отраженной субъектности.
Решение об использовании для достижения указанных целей окулометрических приемов психодиагностики было принято с учетом их неоднократного успешного применения для выявления сценарных установок, личностных предпочтений, персонологических особенностей личности.
Заключение:
Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. Разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым.
В соответствии с принципом отраженной субъектности экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого
Основную роль в формировании субъектности играет образование, приобщающее к освоению личностно значимого социального опыта человечества. На нынешнем этапе своего развития российское общество нуждается в образовании качественно нового типа, уже не сводящегося к прямой трансляции научных знаний и социокультурного опыта предыдущих поколений. Современное российское образование первоочередной своей задачей ставит развитие личности учащегося, формирование активной личностной позиции, способности человека к принятию самостоятельных, ответственных решений, к саморазвитию. Направленность педагогических исследований сегодня на полисубъектное взаимодействие, на субъектное становление и личностное самоопределение являются логическим следствием утверждения новых ценностей образования.
Фрагмент текста работы:
Принцип отраженной субъектности, его роль в обучении
Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого, — как форма идеальной представленности и продолженности этого человека, как «инобытие» одного человека в другом. Опишем три основные, генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности. В первом случае перед нами запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем — как претворенные субъект.
Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии … направлением которой должно стать содействие развитию субъектных качеств личности студента. Идея субъектности личности в современной психологической науке рассматривается как возможное теоретическое … учиться, перерабатывая научные знания и общественный опыт применительно к потребностям практики. Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, способностью оперативно …
Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. Принцип отраженной субъектности разработан В. А. Петровским.
В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым.
В соответствии с принципом отраженной субъектности экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого.
При описании экспериментов во избежание смешения с испытуемыми слово «Исследуемый» пишется с заглавной буквы. Изменения в индивидуальных проявлениях испытуемых служат характеристикой личности Исследуемого. Принцип отраженной субъектности не исключает, а предполагает использование и других методов исследования личности.
Среди способов репрезентации Исследуемого испытуемому выделяются следующие:
1) реальное взаимодействие Исследуемого с испытуемым в пределах экспериментальной ситуации;
2) присутствие Исследуемого без его вмешательства в деятельность испытуемого и в сложившуюся ситуацию;
3) материализованные репрезентации Исследуемого испытуемому: предъявление фотографии, фонограммы голоса, символизирующих Исследуемого предметов и др.;
4) включение Исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала (например, образа Исследуемого в картинку проективного теста);
5) квазиприсутствие — гипнотическая актуализация образа Исследуемого, воображаемое присутствие и т. д.
В экспериментах зафиксированы изменения у испытуемых социальных установок, интересов, особенностей когнитивного стиля, способов разрешения конфликтов и т. д., что проясняет картину личностных особенностей Исследуемого.