Контрольная работа Экономические науки Государственное регулирование экономики

Контрольная работа на тему Причины возникновения и развития государственного регулирования экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретическое исследование причин возникновения и развития государственного регулирования экономики 4
2. Анализ развития государственного регулирования экономики 13
3. Проблемы, возникающие при государственном регулировании экономики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

  

Введение:

 

Государственное регулирование экономики — это совокупность мер, носящих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, осуществляемых соответствующими органами власти с целью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, а также с целью коррекции экономических процессов и несовершенств рынка.
По мере развития общества выдвигались различные теории относительно государственного регулирования экономики. Однако наибольшее распространение получили концепции классической и кейнсианской школ. Кратко рассмотрим основные положения данных концепций[21].
В основе классической концепции, представителями которой являлись А. Смит и Д. Рикардо, лежит идея «экономической свободы», то есть ограниченного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению Смита, государство должно регулировать экономику лишь в трех стезях:
1. Защита общества от насилия и вторжения других обществ;
2. Обеспечение хорошего отправления правосудия;
3. Создание и содержание учреждений и организаций, не являющихся приоритетными и выгодными по содержанию частными лицами.
Неоклассики и вовсе отвергли надобность регулирования экономики государством ввиду теории рыночного равновесия, или теории «невидимой руки рынка», то есть способности рынка к саморегулированию и формированию оптимальной ситуации в рыночной среде. Вмешательство государства, наоборот, является не только нежелательным, но и губительным для экономики.
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения причин возникновения и развития государственного регулирования экономики. Объект исследования — общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих причины возникновения и развития государственного регулирования экономики. Предмет исследования — особенности, присущие причинам возникновения и развития государственного регулирования экономики. Цель написания данной работы — выявление содержания причин возникновения и развития государственного регулирования экономики.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ возникновения и развития государственного регулирования экономики;
2. Анализ причин возникновения и развития государственного регулирования экономики;
3. Исследование проблем, возникающих при государственном регулировании экономики и выявление путей их решения.
Теоретическую базу и основу источников составляют отдельные положения и выводы отечественных ученых — специалистов в различных отраслях системы государственных финансов России: C.B. Карамзина, Э.А. Берлин, И.Г. Владимирова, Б.Н. Габричидзе И.И. Дюмулена и других.
Практическая значимость заключается в выявлении проблем и перспектив экономического развития муниципальных образований России
Методы, используемые в работе — сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выявление и раскрытие потенциала развития каждого региона – это основная задача, которая поставлена перед федеральными и местными органами исполнительной власти. В ситуации отсутствия целенаправленной государственной политики в области развития Федерации и регулирования территориального подхода социально- экономического развития Российской Федерации и ее субъектов необходимо разработать новый подход к формированию федеративной политики, ориентированной на совершенствование конституционно-правовых основ федерализма, формирование стратегии территориального развития Российской Федерации на основе государственной поддержки. Современное состояние федеративных отношений характеризуется несовершенством конституционно-правовой базы. Закрепленные в Конституции принципы равноправия субъектов при взаимоотношениях с Федеральным центром, единого правового и экономического пространства на всей территории государства являются чисто формальными. В реалии все регионы Российской Федерации отличаются по своему уровню социально-экономического развития, а также правовому положению. Конечной целью изменения правовой базы путем законотворческого процесса должно стать не вмешательство Центральной власти в компетенцию регионов, однако при этом Центральная власть должна обеспечить максимальную защиту на территории любого субъекта общефедеральных интересов.
Кроме того, существующая модель межбюджетных отношений, при которой Центр аккумулирует общий объем доходов, является негативным, антистимулирующим фактором для эффективной работы регионов. Объем доходов, который остается в регионах, недостаточен для покрытия даже минимальных расходов. Недостаток денежных средств ставит субъекты в постоянную зависимость от Федерации. Следует так же отметить, что нормы действующего законодательства Российской Федерации в бюджетной и финансовой сферах практически полностью исключают институт ответственности Федерации и в то же время существенно ущемляют права субъектов путем установления многочисленных санкций.
Соответственно, таким образом, в целях разрешения данной проблемы, на современном этапе необходимо сформировать институт совместного ведения Федерации и ее субъектов в области бюджетной системы и предусмотреть судебный порядок разрешения возникающих споров.
Отметим, что нормативное финансирование из федерального бюджета, определяемое на каждый очередной год является минимально допустимым, в то же время, региональные и местные нормативы должны учитывать специфику образовательных учреждений и должны быть достаточными для средних текущих расходов на учебный процесс, эксплуатацию зданий и т.п.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическое исследование причин возникновения и развития государственного регулирования экономики
Разнообразие подходов государств к организации жизнедеятельности местного сообщества предопределяет многообразие типов организации местной власти. Факторами, определяющими выбор той или иной модели организации местного управления, являются административно-территориальное устройство, исторические, географические, демографические особенности, политический режим, реализуемая правовая система и местный муниципальный опыт.
С учетом перечисленных выше критериев, в политико-социологической литературе оформилось несколько различных классификаций систем государственного и местного самоуправления в разных странах. Эти модели отличаются по порядку формирования органов государственного и местного самоуправления, предметам ведения государственного и местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов государственного и местного самоуправления с органами государственной власти. Более правомерной представляется позиция тех авторов, которые акцентируют внимание на четырех моделях государственного и местного самоуправления: англо-саксонской, континентальной, смешанной и советской.
Англо-саксонская модель муниципального управления в научной литературе еще называется первой муниципальной системой. Начиная с Вильгельма Завоевателя, самоуправляющимся английским общинам была предоставлена широкая автономия не только в исполнении предписаний королевской власти, но и в собственном нормотворчестве, а также в политическом управлении местными делами[20].
Основными признаками англосаксонской системы являются:
• высокая степень автономности;
• отсутствие уполномоченных представителей центрального правительства, опекающих местные органы на местах;
• избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц;
• органы государственного и местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом;
• органы государственного и местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
• в компетенцию органов государственного и местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.
Данная в настоящее время в Великобритании, США, Зеландии, Канаде, Индии и других из числа британских колоний доминионов.
Так, в Великобритании государственный за муниципальной осуществляют министерства делам окружающей образования, здравоохранения и Британское законодательство пределы полномочий органов, нередко финансовые рычаги на них[18].
Континентальная модель (французская система) основывается на сочетании прямого государственного управления и администрирования с местным самоуправлением на конкретных территориях. Одной из таких форм взаимодействия может быть административная опека, широко применявшаяся до 50-х гг. XX в. в Западной Европе. В этом случае решения органов государственного и местного самоуправления не могут вступить в силу без одобрения назначенного государством местного администратора[16].
Таким образом, главной особенностью данной модели является сочетание государственного и местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости.
Также можно выделить следующие черты:
• строгая иерархией в системе управления, где местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с государственной властью;
• чёткое регламентирование функций органов государственного и местного самоуправления и местных администраций;
Континентальная модель в настоящее время распространена в странах Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия), в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока и франкоязычной Африки.
В смешанной модели государственного и местного самоуправления присутствуют некоторые черты англо-саксонской и континентальной моделей, хотя при этом имеется и собственная специфика. Местное самоуправление автономно, но испытывает сильное влияние со стороны государства. На органы государственного и местного самоуправления возложено исполнение как собственных, так и переданных государственных полномочий.
Смешанная модель получила своё распространение в Германии, Австрии, Японии, России, Казахстане, Белоруссии.
Советская система государственного и местного самоуправления в отличается от Прежде всего, отрицает местное а управление местными возлагает на государственной власти местах, хотя также могут местным населением, и органы местного Такая система в России в период власти и существует сих пор, в КНР, где население избирает представительный государственный — собрание народных которое в свою избирает свой орган — местное правительство. И собрание представителей, и местные правительства выступают как орган самоуправления, а как государства, хотя и избираются, и назначения чиновников из на места производится. Они в иерархическую систему органов соподчинением нижестоящих вышестоящим. Безоговорочное и проведение в жизнь принципа руководящей и направляющей роли коммунистической партии также не оставляет возможности для развития системы самостоятельного государственного и местного самоуправления. Аналогичные системы местного управления существуют сегодня в КНДР, Вьетнаме и на Кубе[17].
Вообще, важнейшим этапом развития государственного и местного самоуправления в России считается земская (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.) и городская (Городовое положение 1870 г.) реформы Александра II, которые были проведены еще в дореволюционное время. Тогда были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами и являлись исполнительными органами.
Местное самоуправление в современной Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы государственного и местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение государственного и местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. Также в тексте Конституции заложены основные принципы устройства и функционирования органов государственного и местного самоуправления (глава 8) [12].
В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Обычно, их перечень приводится в Уставе муниципального образования. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы государственного и местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на главу субъекта РФ.
Органы государственного и местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальную собственность.
Правовую основу современного государственного и местного самоуправления РФ составляют:
• Европейская хартия государственного и местного самоуправления
• Конституция Российской Федерации
• общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
• федеральные конституционные законы
• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации государственного и местного самоуправления в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации
• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
• уставы муниципальных образований
• решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан
• иные муниципальные правовые акты
Особенно важным источником является Европейская хартия о местном самоуправлении, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Согласно документу, местное самоуправление означает право и действенную способность местных органов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел.
Данный документ также устанавливает обязательную силу отдельных положений, таких как: гарантии защиты территории местным самоуправлением, право государственного и местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры и др. Кроме того, включены положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, об источниках финансирования органов государственного и местного самоуправления, об административном контроле деятельности органов государственного и местного самоуправления. Хартия также закрепляет право органов государственного и местного самоуправления на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий[11].
Местное самоуправление во всех странах мира переживало периоды то расцвета, то упадка. Но самое интересное то, что органы самоуправления того времени волновали примерно те же вопросы, что и сейчас. Все модели государственного и местного самоуправления создаются для одной цели — для обеспечения достойной жизни населения и решения проблем местного значения.
В современных условиях роль органов государственного и местного самоуправления (далее МС) в управлении развитием муниципального образования (далее МО) стремительно возрастает, поскольку происходит деконструкция сущности управления социально-экономическим развитием как МО, так и регионального социально- экономического развития и развития страны в целом. При определении стратегических первостепенных задач развития территорий (далее РТ) происходит понимание того, что необходимо ориентироваться на потребности, приоритеты, интересы и мнения населения, проживающего на территории МО. Муниципалитету важна активная позиция и участие населения в управлении процессами РТ. Такое участие населения можно осуществить через различные инструменты, которыми могут являться[17]:
— выборы;
— проведение опросов и составление перечня потребностей населения;
— осуществляя личный прием граждан администрацией МО;
— проведение голосования по поводу осуществления каких-либо проектов посредством интернет-опросов.
Вышеперечисленные инструменты в той или иной степени помогут представить объективную картину потребностей населения, а в соответствии с потребностями в дальнейшем необходимо построить стратегию РТ. Практическая реализация такого подхода к управлению РТ осложняется некоторыми обстоятельствами. Во многих администрациях МО не в полном объеме используется организационно – управленческий потенциал для РТ. Значительное количество МО не владеет инструментами стратегического планирования. Во многих существующих планах и программах РТ поставленные для достижения цели не отвечают реальным потребностям населения. Многие планы и программы развития, разработанные на муниципальном уровне управления не содержат продуманного пути их реализации, что приводит к появлению расхождений в системе поставленных целей и недостаточности ресурсов для достижения данных целей, а в результате этого не достигаются плановые показатели реализации стратегии и, соответственно, стратегия реализуется неэффективно. В данных условиях проблема управления развитием МО становится особенно актуальной, поскольку органы МС нуждаются в эффективной управленческой деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие МО. Для решения проблемы неэффективности использования организационно-управленческого потенциала, а также повышения уровня владения кадрового потенциала инструментами стратегического планирования необходимо систематическое повышение квалификации кадров, занимающихся данным видом деятельности на муниципальной службе. Значительное количество муниципальных служащих не могут организовать свое рабочее время, в следствии этого процесс развития территории осложняется, чтобы минимизировать данный фактор, препятствующий развитию территории, необходимо проведение стимулирующих мероприятий в целях повышения эффективности использования рабочего времени[18].
Развитие муниципальных территорий является контролируемым процессом, вносимым изменения в социальную и экономическую сферы деятельности и приводящим к повышению качества жизни населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», соответственно, от того как эффективно орган МС распорядится данной собственностью будет зависеть развитие МО. Также Конституция РФ говорит нам о том, что «структура государственного и местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы государственного и местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» [13].
«Структуру органов государственного и местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица государственного и местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».
Приоритетом муниципальной экономической политики для РТ является эффективность ведения муниципального хозяйства и увеличение на этой основе поступления денежных средств в местный бюджет, необходимых для решения задач связанных с улучшением качества жизни населения проживающего на территории МО.
В современных условиях органы МС проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение инвестиций. Экономическую политику на муниципальном уровне можно воспринимать как комплекс мер, проводимых органами МС направленных на развитие экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, а также повышение конкурентоспособности предприятий находящихся на территории МО.
Главной целью муниципальной экономической политики будет являться повышение качества жизни населения, обеспечение занятости населения, создание надежной налоговой базы для местного бюджета, который может позволить реализовывать важнейшие социальные целевые программы[10].
На современном этапе Россия находится в состоянии экономического кризиса и одной из важных механизмов выхода страны из кризиса является организация эффективного МС.
Эффективность муниципального управления может быть измерена и оценена посредством различных критериев, способствующих достижению определенных результатов:
— критерий эффективности управленческого потенциала МО;
— критерий определения эффективности использования ресурсов (природных, производственных, информационных, человеческих, инновационных, инвестиционных, финансовых и др.) МО;
— прогноз поддающихся или неподдающихся процессов управленческому влиянию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы