Контрольная работа на тему Предмет, обьект и метод психологии . Место психологии в системе наук. Психология конфликтов: понятие , функции , типология , пути разрешения , типы конфликтных личностей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК 4
2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ, ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ, ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
С самого начала развития общества человек пытался понять и учитывать психические особенности других людей. Вначале для объяснения поведения человека первыми исследователями данной области использовались внешние по отношению к человеку факторы. Затем греческими философами, в частности Аристотелем, была вдвинута идея о существовании души, которая находится в единстве с телом. При этом она контролирует мысли и чувства, которые опираются на приобретаемый жизненный опыт. Именно Аристотелем в трактате «О душе» были заложены основы психологии как самостоятельной области знаний. Само же слово «психология», которое образовано от греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), впервые было использовано в XVIII веке в трудах немецкого философа Х. Вольфа.
К созданию научных основ разработки важнейших психологических проблем психология приступила еще в прошлом столетии.
Особенно бурное развитие психологической науки наблюдается в последнее десятилетие. Связано это с многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.
Возросший интерес к психологии в России практически во всех отраслях современного образования и бизнеса, является особенно показательным. У российского общества появляется потребность в психологических знаниях.
Целью данной работы является изучение поставленных вопросов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть предмет, объект и метод психологии;
— рассмотреть место психологии в системе наук;
— рассмотреть психологию конфликтов, в частности понятие, функции, типологию, пути разрешения, типы конфликтных личностей.
Заключение:
Современная психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи и методы исследования. Она располагает сетью психологических учреждений, которая очень обширна и представлена институтами, лабораториями, учебными заведениями, готовящими кадры психологов. Кроме этого психология как наука имеет свои журналы и специализированные книжные издательства. Постоянную работу ведут международные психологические конгрессы, а психологи объединяются в научные ассоциации и общества. В настоящее время, безусловно, значение психологии как одной из важнейших наук о человеке осознается повсеместно.
От места психологии в системе наук зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Это место в тот или иной исторический период говорило об уровне развития психологических знаний, об общей философской направленности. В истории духовного развития общества ни одна отрасль знания, как психология, не меняла так часто своего места в системе наук.
Диапазон и направления психологических исследований на современном этапе значительно расширились, появились новые научные дисциплины, изменился понятийный аппарат психологической науки. Ученые выдвигают новые гипотезы и концепции. В результате происходит непрерывное обогащение новыми эмпирическими данными.
Знание основ психологии конфликтов помогает людям разрешать не только личные, но и рабочие разногласия. И в каждом таком столкновении с помощью психологии конфликтов люди стараются искать пути выхода их них с наименьшими моральными и эмоциональными потерями.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
В современном понимании психология рассматривается как сфера научного исследования поведения и внутренних психических процессов, а также практическое применение получаемых знаний. Иначе говоря, предметом изучения психологии являются субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком.
Психологией был пройден длинный путь развития, в течение которого наблюдалось видоизменение понимания объекта, предмета и приоритетных целей психологии. В качестве этапов в длительном процессе развития психологии как науки исследователи выделяют следующие моменты:
I этап развития психологии как науки о душе. Возникновение такого понимания произошло более двух тысяч лет назад. При этом наличием души древние исследователи пытались объяснить все странные и непонятные явления, происходящие в жизни человека.
II этап связан с развитием психологии как науки о сознании. Этап начал свое развитие в XVII веке и обусловлен процессом развития естественных наук. В качестве главного метода изучения стало выступать наблюдение человека за самим собой и описание всех важных моментов жизни. При этом под сознанием стали понимать способность думать, чувствовать, желать.
III этап развития психологии как науки о поведении. Его начало связывают с XX веком. Главной задачей психологии стала задача постановки экспериментов и наблюдения за тем, что можно непосредственно увидеть. При этом главными объектами наблюдения стали такие аспекты, как поведение, поступки, реакции человека.
IV этап связан с развитием психологии как науки, которая занимается изучением объективных закономерностей, проявлении и механизмов психики [2].
Исследователями в области психологии был определен один предмет изучения психологии – это психика. Но было бы ошибочно считать, что это предмет узок и не раскрывает всей сущности психологии.
Психика включает в себя множество субъективных явлений:
— познавательные процессы — ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, с помощью которых человек познает мир.
— психические свойства и состояния, регулирующие общение человека с другими людьми и непосредственно управляющие его действиями и поступками. Это – мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.
— особенности человеческого общения и поведения и зависимость их от психических явлений и обратная зависимость формирования и развития психических явлений от поведения и общения человека с окружающими.
С помощью познавательных процессов человек не просто познает и взаимодействует с окружающим миром и социумом, благодаря развитию этих процессов человек способен творить свой мир, удовлетворять свои потребности и желания, регулировать свое поведение в соответствии с целями деятельности.
Знание психологии человека и особенностей его психики позволяет объяснять те или иные поступки и определять особенности личности, которые, в свою очередь, помогают вытроить определенные стратегии личностного развития.
Свойства и состояния человека, особенности протекания психических процессов трудно осмыслить полностью в отрыве от учета особенностей условий жизни человека, от того, как он выстраивает свое взаимодействие с окружающим его миром (природой, социумом, самими собой).
Таким образом, и общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований [5].
Каждая из представленных областей исследуется автономно и последовательно, с выделением основных понятий и закономерностей. Свойства и состояния человека, психические процессы, общение и деятельность разделены на отдельные блоки изучения, но при этом все исследователи сходятся во мнении, что они очень тесно связаны друг с другом, составляют единое целое, которое можно назвать жизнедеятельностью человека.
Объектом психологии являются определенные закономерности психики, как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью также изучается в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Каждая из этих отраслей имеет свои определенные объекты в соответствии с предметом изучения: определенные нормы и патологии, проявляющиеся в психике человека; изучение различных видов конкретной деятельности человека; процессы развития психики человека и животных; формирование отношения человека к самому себе, обществу и т.д.
Для успешного и эффективного решения всего спектра задач в любой науке разработанная система методов, средств, направлений, путей, приемов изучения того или иного явления или процесса.
Метод — это путь научного познания, с помощью которого изучается предмет науки.
Практическое осуществление и применение того или иного метода осуществляется с помощью использования определенных методик. Методика – это один из вариантов частной реализации метода в конкретной ситуации в данных условиях [3].
Для организации и осуществлении эффективного и продуктивного исследования существует методология. Методология – это систематизированное описание стратегии и тактики научного исследования.
Методология определяет, что, как и для чего исследуется, как правильно и валидно интерпретировать полученные результаты и как использовать полученные данные исследования на практике.