Контрольная работа на тему Пределы государственного регулирования экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Механизмы
и методы государственного регулирования экономики. 4
2. Пределы
вмешательства государства в экономическую жизнь общества. 7
3. Эффективность
государственного регулирования экономики. 8
4. Необходимость
государственного регулирования экономики. 10
Заключение. 12
Список используемых источников и литературы.. 14
Введение:
Основы государственного регулирования рыночной экономики
были заложены английским экономистом Джоном Кейнсом. Главную роль в теории
кейнсианства занимает идея о том, что экономика не находится в состоянии
конкурентного равновесия, полная саморегуляция рынка отсутствует, поэтому
целесообразной и желанной становится активная государственная политика.
Кейнс,
основываясь на анализе цикличности развития капиталистических отношений,
разрушительному характеру общеэкономических кризисов, в качестве начальной
предпосылки своей концепции использовал предположение о внутренней
нестабильности рыночной экономики.
Цель работы – выявить цели, задачи и методы
государственного регулирования экономики.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть механизмы и методы государственного
регулирования экономики;
— рассмотреть пределы вмешательства государства в
экономическую жизнь общества;
— изучить
эффективность государственного регулирования экономики;
-рассмотреть необходимость
государственного регулирования экономики.
Объектом исследования является государственное регулирование.
Предмет исследования – государственное регулирование рыночной экономики.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы
составила научно-практическая и специализированная литература, периодические
издания и специализированные печатные издания, монографии.
Заключение:
Государственное
регулирование системы национальной экономики осуществляется на базе сочетания
различных экономических теорий, возникновение и развитие которых
характеризуется определенным временным периодом хозяйствования.
Стоит отметить, что подходы к определению роли
государства в экономике достаточно разные. Их можно проследить на основании
исследования экономических теорий, ведь государственное регулирование
национальной экономики собственно и осуществляется на основе сочетание
различных экономических теорий, обусловленных практикой хозяйствования. Теория
экономического развития, которая обосновывает необходимость и практическую целесообразность
государственного регулирования экономики на основе частной собственности,
конкуренции называется кейнсианством.
Итак, в процессе написания работы были освещены
теоретические основы модели взаимодействия государства и рынка по Дж.Кейнсу.
Изучение учебников и литературы позволило систематизировать представление о
теории Дж.Кейнса. Кейнс создал модель макроэкономического равновесия, которая
показывает положительную взаимозависимость между совокупными расходами и общим
уровнем цен в стране.
Основополагающим
положением кейнсианства является то, что экономика не находится в состоянии
конкурентного равновесия, полная саморегуляция рынка отсутствует, поэтому
целесообразной и желанной становится активная государственная политика. Цель
государственного вмешательства заключается в обеспечении государственного
регулирования процессов экономического и социального развития.
Отметим,
что рыночный механизм, несмотря на его преимущества, в частности, эффективное
распределение ресурсов, не способен решить ключевые проблемы
социально-экономического развития общества. Соответственно, множественность
недостатков рыночного механизма обусловливает необходимость государственного
регулирования экономики с целью уменьшения или нивелирования их деструктивного
воздействия. В то же время, определяя пропорции соотношения, важно избежать
абсолютизации как рыночного, так и государственного регулирования, поскольку их
недостатки нередко снижают эффективность мероприятий. Только сбалансированное
сочетание форм, методов и степени вмешательства в государственном регуляторном
механизме будет способствовать достижению как экономического, так и социального
равновесия в обществе. Принципы кейнсианской теории справедливы и в современных
условиях. Применение их является гарантом развития полноценной и
сбалансированной экономики.
Фрагмент текста работы:
1. Механизмы и методы
государственного регулирования экономики Выбор
методов и средств государственного регулирования национальной экономики зависят
от деятельности государственного аппарата с учетом недостатков государства.
Недостатки государства — это его неспособность обеспечить эффективное
воздействие на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики
распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям
о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на
обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере
государственного регулирования национальной экономики. это:
— ограниченность информации;
— неспособность
государства полностью контролировать реакцию контрагентов на ее действия.
Вмешательство государства в экономику может вызвать негативные побочные
последствия (экстерналии) [2].
— несовершенство
политического процесса. Под влиянием избирателей, групп специальных интересов,
политических манипуляций и тому подобное. Государственные органы способны
применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную
политику;
— ограниченность
контроля над государственным аппаратом.
Методы
государственного регулирования национальной экономики классифицируются по двум
признакам: по формам и средствами воздействия. По формам они делятся на прямые
и косвенные, а за средствами воздействия — правовые, административные,
экономические, морально-этические.
Прямые
методы государственного регулирования базируются на силе государственной
власти. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов
административно-правового характера, регламентирующих деятельность субъектов
хозяйствования и экономических инструментов прямого влияния, используются для
регулирования темпов роста экономики, объемов потребления. К ним относятся:
определение стратегических целей развития экономики и их отражение в
программах, государственные заказе и контракты, нормативные требования к
качеству и сертификации технологии и продукции, правовые и административные
ограничения на выпуск определенных видов продукции, лицензирования
внешнеэкономических операций [5].
Косвенные
методы реализуются через создание определенного экономической среды, которая
заставляет хозяйствующих субъектов действовать в нужном для государства
направлении; это воздействие на экономические интересы. К ним относятся
инструменты налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной,
амортизационной и других видов экономической политики, а также методы
морального убеждения.
В
основе правовых методов лежит необходимость установления обязательных для
исполнения юридических норм поведения субъектов.
Административные
методы государственного регулирования являются инструментами прямого влияния
государства на деятельность субъектов хозяйствования, поскольку носят
директивный характер. Они базируются на применение нормативных актов
(распоряжений, решений, приказов, постановлений органов власти) и основываются
на таких управленческих отношениях, как дисциплина, ответственность, власть,
принуждение. Использование административных методов целесообразно тогда, когда
рыночный механизм и экономические средства государственного регулирования
экономики оказываются недостаточными. К таким инструментам относятся: лицензии,
квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы и тому подобное.
Экономические
методы государственного регулирования национальной экономики ориентированы на
достижение поставленных целей с помощью присущих управлению экономических
средств и стимулов, влияющих на экономические интересы субъектов
хозяйствования. Экономические методы позволяют субъектам рынка выбирать
направления своей деятельности. Экономическое регулирование осуществляется
инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной,
амортизационной и других направлений государственной экономической политики. К
таким методам относятся: государственные закупки (государственные заказы),
бюджет, налоги, денежная масса, денежные средства предприятий и сбережения
населения, ставка процента, амортизационная ставка, курс национальной валюты,
внешние заимствования, валютные интервенции и др [9].
Морально-этические
методы государственного регулирования экономики включают меры воспитания,
разъяснения содержания и целей регулирования экономики, средства морального
поощрения. Эти методы формируют у граждан определенные убеждения, духовные
ценности, нравственные позиции, которые ориентируют субъектов рынка на
деятельность в направлении государственных приоритетов социально-экономического
развития, достижения планов (программ) и др. К таким методам относятся: призывы
государственных органов к предприятиям, домохозяйств относительно соблюдения
ими определенной линии поведения, политическая реклама, участие в работе
объединений по экономическим интересам для привлечения инвестиций, открытые
письма известных общественных деятелей к должностным лицам по вопросам решения
определенных проблем, социальная реклама.
Современная
модель государственного вмешательства в социально-экономические процессы,
действует в развитых странах, включая всю систему форм и методов экономического
регулирования спроса и предложения товаров и услуг, которые по уровню
интенсивности воздействия условно делятся на три группы: мягкие, средние,
сильные.
Методы
мягкого воздействия предусматривают формирование общественного мнения по
проблемам и направлениям их реализации средствами массовой информации, путем
консультаций, убеждений. В развитых странах применение таких методов
воздействия приобретает все большее распространение через гармоничное сочетание
частных интересов с общественными приоритетами. Мягкие методы помогают привлечь
внимание общественности к проблемам развития общества, способствуют
распространению новых идей "экономического мышления",
"экологического экстремизма", которые в целом ориентированы на крашу
перспективу.
Методы
среднего воздействия являются самыми распространенными, ведь базируются на
экономических показателях финансово-кредитной и бюджетной системы (изменение
ставок налогов, сборов, платежей, цен, тарифов, пошлин, процентных ставок,
всевозможных льгот, операций на рынках, бюджетной и налоговой политики). Такое
государственное вмешательство непосредственно не влияет на экономическую
свободу субъектов рынка, но направляет их деятельность в определенном
государством направлении.
К
сильным методам вмешательства в экономику принадлежат прямое регулирование
исполнительной властью действующего правового поля, принудительные меры
воздействия (запреты, разрешения, нормирование, квотирование, лицензирование)
как правовые ограничения субъектов хозяйствования всех форм собственности и
видов деятельности [7].