Контрольная работа на тему Праздники, обряды, гадания в романе «Евгений Онегин»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В развитом обществе повышение духовной культуры народа на сегодняшний день является достаточно актуальным направлением, в связи с чем возрастет потребность обращения к древним истокам традиционной народной культуры, ее обрядам и традициям. Необходимо вникнуть в суть национальной идеи, понять способы художественно-морального воспитания, которые важны и характерны для народной культуры, изучить и впоследствии перенять эстетические нормы и этику народа для более глубокой преемственности поколений и культурной идентичности.
Так, обрядность представляет собой неотъемлемую часть любой культуры, является отражением духовной сущности народа, демонстрирует его мироощущение в самые различные периоды исторического развития
А.С. Пушкин – русский писатель, в творчестве которого достаточно ярко отражалась обрядовая действительность русского народа. Особенно необходимо обратить внимание на роман «Евгений Онегин», в котором линия обрядовости отражается в мечтательности Татьяны.
Объект данной работы: русская обрядовость как национальная традиция.
Предмет работы: линия обрядовости в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Цель работы: узнать, как отражается обрядовость в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Структура представленной работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
Заключение:
В настоящее время в жизнь русского народа возвращается огромный пласт православной культуры. Иногда при этом можно услышать, что религия, появилась в русском народе только после принятия христианства, то есть тысячу лет назад. До этого же, якобы, царили в русском обществе варварские, примитивные традиции, которые также обуславливали большое количество жертвенных обрядов. Однако, данное предположение не является обстоятельным.
В некоторых случаях говорят, будто о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле так считают лишь те, кто не читал научную литературу и, в том числе, литературу русских писателей.
Следует заметить, что древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в повседневных обычаях и традициях.
Обряды, отраженные в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в сне Татьяны, имеют народные корни. Все, что было отмечено нами в ходе исследования, свидетельствует о широких познаниях А.С Пушкина о народном творчестве и характеризует его как питателя народного.
Оценка, данная В.Г. Белинским к роману, позволяет назвать его «Энциклопедией русской жизни».
В соответствии с этим, роман «Евгений Онегин» имеет для русскоязычного населения очень важное, символическое значение.
Таким образом, цель данного исследования является выполненной.
Фрагмент текста работы:
ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
А.С. Пушкин – это писатель, который был близок к народу. На протяжении своей жизни он постоянно собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Пушкин писал русскую жизнь такой, какая она есть, с натуры, вместе со всеми обычаями, традициями, верованиями.
Достаточно сильно тема обрядовости отразилась на произведении «Евгений Онегин». Рассмотрим некоторые мотивы в данном романе, выделив их по категориям.
Первый мотив – сон Татьяны.
Сны, как следует отметить, являются прямым отражением внутреннего состояния героев романа, они демонстрируют их переживания, мыслительный процесс, какие-либо предчувствия. Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является, в сущности, средством демонстрации самых глубинных, наиболее сокровенных, и, более того, даже неосознанных мыслей, которые представляют собой фундаментальную основу внутреннего устройства девушки Татьяны, которая имела «русскую душу», а также являлась в целом очень мечтательным человеком.
В общем смысле следует обратить внимание на то, что у А.С. Пушкина мотив сновидения является определенным синонимом такого явления как мечтательность. В свою очередь, этимологическое значение мечты по православной традиции трактовалось в качестве семантического значения «призрак».
Сон в литературном произведении, как следует заметить, способен принадлежать абсолютно аналогичным целям эзопову языку, что рассматривается с аллегорической точки зрения и является определенным иносказательным моментом. При этом чрезвычайно важно, когда в художественном произведении упоминается линия сна, поскольку с ним оно сразу же приобретает весьма символическое значение.
Далее представим мотив гаданий в романе «Евгений Онегин».
Прежде всего следует обратить внимание на конструкт «Девичье зеркало». А.С, Пушкин в романе пишет следующие строки:
На месяц зеркало наводит…
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
С самых древних времен зеркало являлось предметом гаданий, что принадлежит к целям магического характера. Так, присвоение магических свойств зеркалу берет свое начало с его физической особенности, которая заключается в возможности отражения реального мира (предполагается, что над поверхностью зеркала расположен «Актуальный мир»).
Удвоение, которое проецируется при помощи зеркального отображения, (причем, уникальность заключается еще и в том, что, если расположить на против друг друга несколько зеркал и встать перед одним из них – изображение реальности будет складываться из проекции на проекцию), а также противоположная ориентация изображения в зеркале (речь идет об «зеркальной инверсии») представились важным основанием для формирования представления о «зеркальном» мире как о потусторонней реальности, то есть, как о инфернальном пространстве. На этом, собственно, и основывается фактор мифологизации зеркала.
Также здесь берет свою основу широкое обилие примет, которые так или иначе связываются с зеркалом. Здесь же берут свое начало и различные гадания с использованием зеркала. Чаще всего из-за своей потусторонности зеркало в гаданиях использовалось очень часто, как на святках, так и в прочие календарные периоды. Таким образом, можно сказать о том, что зеркало являлось «своеобразным окном в будущее лишь после установления связи с потусторонними силами».
В Древней Руси отношение православной церкви к зеркалу являлось, соответственно, очень отрицательным: «Стенных зеркал у русских вообще не было». То есть, Церковь не одобряла наличие зеркал в домах. Особенно духовным лицам собор 1666 положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета».
Так, «Девичье зеркало», которое Татьяна кладет под подушку, загадывая на сон, представляло собою небольшое зеркало с ручкой (так называемый «ручник»), которое, будучи редкостью еще в XVII в., с петровского времени превратилось в обязательную принадлежность особ женского пола; окантовка таких зеркал бывала различной: от простых деревянных или костяных ободков и ручек до отделки оправы эмалью, драгоценными металлами, камнями, слоновой костью, кораллом и пр.
Следующим конструктом рассмотрим ворожбу.
Начало пятой главы выдержано А.С. Пушкиным в тонах, близких народной поэзии песен и сказок: зимний русский пейзаж, святочные гадания, приметы и поверья, связанные с ними, зимняя ночь, таинственный страшный сон Татьяны, богатый образами русских народных сказок, светлое и радостное пробуждение, атмосфера девичьей влюбленности, девичьей мечты – причем все это выражено в глубоко русских народных мотивах и красках, чтобы подробнее развернуть характеристику героини:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я – при мысли о Светлане
Мне стало страшно – так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Эпиграфом к главе А.С. Пушкин взял слова В.А. Жуковского из баллады «Светлана»: «О, не знай сих страшных снов // Ты, моя Светлана». Образ Светланы привлечен автором по той причине, что он достаточно созвучен с национальными русскими мотивами, которые достаточно подробно показанным поэтом в образах сна Татьяны. В балладе Жуковского святочный сон фигурирует в функции, противоположной фольклору: вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несуществующей перед лицом веры в Провиденье. Вещая, предсказывающая роль сна снята. Пушкинская трактовка сна бытовая: ничего вне обыденной реальности в сюжет не вводится. Гадание на зеркало у Пушкина осуществляется в бане, а не в светлице, как оно и должно быть.
Славянский дух Банник живет в крестьянской бане. Всему честному народу он известен за духа недоброго, а в некоторых случаях даже и злого. Баня с самых древних времен на Руси признается нечистым местом. После всех, по верованию славян, четвертым паром моются черти, лешие, русалки.
С принятием христианства отношение к бане совершенно не изменилось. Баня представляла собой то помещение, куда не вешается икона.
Следующим конструктом является то, что сон Татьяне снился именно на Святки.
С этого языческого праздника начинается год. Святки идут от сочельника до Крещения, то есть с 7-го до 19 января. В эти дни девушки обычно гадают на судьбу, на суженого-ряженого. Гаданий великое множество – и на бобах, и на свечах, и на черной курице, и на зеркале. Святочными гаданиями занимаются вечером или ночью.
На Руси гадали на вещах, снимали башмак и бросали его за ворота ,гадали на луковицах (сажали, чья луковица первой даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж), гадали яйцом (по расположению белка в стакане воды судили о будущем), гадали на зеркале (ставили ночью перед зеркалом зажженную свечу и вглядывались в отражение, пытаясь увидеть образ суженого), гадание на сон и прочее.
Святки рассматриваются как время, в которое девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу, вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. С.В. Максимов писал по этому поводу следующее: «Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают людей…».
А.С. Пушкин сохранил в описании сна Татьяны дух народных поверий. Сон Татьяны, таким образом, представляет собой органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов.
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
Присутствие Леля поясняет зрителю характер сна. Татьяна любит Онегина, все время думает о нем. При этом ее мысли о будущем связаны с любимым.
Лель – это божество страсти, любви в славянской мифологии. Он является сыном богини красоты Лады, а красота, само собой, рождает страсть. Изображался он в виде златоволосого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем. В русском языке о Леле до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Гадание «на сон» представляет собой обычное для святочных гаданий действие, достаточно опасное, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс – древний языческий символ защитительного круга – сохраняет значение оберега и в русской этнографии), он указывает на призывание черта. А.С. Пушкин был осведомлен в этой черной стороне святочных гаданий. Во время гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало, само собой, занимает первое место.
Не случайно в данном случае он подчеркнул, что Татьяна «поясок шелковый сняла». Это не обыкновенное описание раздевания девушки, которая подготавливается отойти ко сну, в то время как магический акт является равнозначным снятию креста.
Великорусы, в свою очередь, носили пояс на голом теле и не снимали его даже в бане. Таким образом, гадание на сон происходит в обстановке страха, характеризующего всякое ритуальное общение с нечистой силой. Мир нечистой силы – мир перевернутый, в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина, который создался под воздействием романтических «небылиц».