Контрольная работа на тему Правовые фикции: понятие, виды и значение для юридической деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие юридической фикции. 5
2. Виды юридических фикций. 8
3. Роль и значение фикции и преюдиции в уголовном процессе. 17
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Введение:
Правовая
фикция – один из самых необычных феноменов, которые встречаются в праве. История
данной категории ведет свои истоки со времен римского права. В последнее время
наблюдается повышенный интерес как российских, так и зарубежных теоретиков к
данной проблематике, что вызвало появление огромного количества различных
концепций. В то же время отсутствует комплексный анализ гражданско-правовых
фикций: недостаточно рассмотрены и проанализированы примеры фикций в
гражданском законодательстве, мало внимания уделено классификации и значению
фикций. Из данных аспектов обосновывается актуальность выбранной темы.
Затрагивая
вопрос о степени научной разработанности темы, следует отметить, что правовая
фикция изучалась в различные исторические периоды, определенные особенности в
понимании и применении правовых фикций будут рассмотрены ниже.
При
подготовке данной работы использовались труды таких ученых, как С.С. Алексеев, В.К.
Бабаев, Г.Ф. Беселер, В.В. Брагинский, В.М. Горшенев, Г.Ф. Дормидонтов, В.И.
Каминская, Е.А. Крашенинников, О.А. Курсова, Г. Иеринг, Д.И. Мейер, К.К.
Панько, П.Ф. Пашкевич, Б.И. Пугинский, Г.Ф. Шершеневич и других.
Цель
научной работы заключается во всестороннем и комплексном изучении юридической
фикции в гражданском праве, выявлении особенностей ее применения.
Для
достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:
выявить
правовую природу фикции;
дать
определение понятия «правовая фикция»;
обосновать
необходимость использования фикции в гражданском праве;
выявить
фикции в гражданском законодательстве.
Объектом
исследования являются общественные отношения, которые регулируются на основе
юридических фикций.
Предметом
исследования стал институт юридических фикций в гражданском праве как особое
средство юридической техники.
Научная
новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению правовых
фикций в гражданском праве. Рассмотрены проблемы юридической фикции с учетом
существующих теоретических разработок. Дано авторское определение понятия «правовая
фикция».
Практическая
значимость заключается в возможности применить результаты исследования в практической
юридической деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной
части, заключения, библиографии.
Заключение:
Предметом
исследования в данной работе является такой важный правовой институт, как
правовая фикция, прочно вошедший в современную правовую систему. На протяжении
многих веков он привлекал внимание огромного количества философов, правоведов,
историков.
В
настоящей работе представлены различные походы к пониманию юридической фикции:
ее признаки, функции, правовая природа и значение. Также была исследована
история развития данного феномена. Кроме того, определена роль данной правовой
категории и обоснована необходимость ее использование в праве.
Следует
обратить внимание, что хотя данной проблематике посвящено много работ, в них не
достаточно полно раскрыта правовая природа, сущность фикции, ее назначение и
конкретные проявления в гражданском праве, а также их значение. По нашему
мнению, отсутствие комплексного анализа правовой категории обусловлено
следующими причинами: во-первых, фикцию довольно часто сводят к исторической
функции, во-вторых, многие монографические исследования посвящены фикции лишь в
соотношении с такими правовыми категориями, как аналогия, презумпция, аксиома и
другие. На наш взгляд, должны быть разработаны общетеоретические положения, касающиеся
правовой фикции: ее назначение, функции, классификация. Необходимо уделить большее
внимание изучению правовой фикции как особому средству законодательной техники.
Таким
образом, значимость результатов исследования, как для теории, так и для практики,
заключается в постановке проблемы, а также в обосновании необходимости разработать
общую теорию фикции как межотраслевого института со своей спецификой.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие юридической фикции Фикция – институт, широко
применяемый в российском праве (от лат. fictio – выдумка, вымысел,
несуществующее положение[1]). В данной работе
речь пойдет о фикциях, урегулированных законом, или о так называемых легальных фикциях.
Юридическая фикция – это
особая техника, употребляемая при создании и применении законов и правовых
норм. По сути, это иллюзорный факт, но который при этом имеет огромное значение
в юридической практике. Он нужен для адекватного восприятия и толкования
законов и правовых норм как новых, так и старых. Преимущественно фикции
используют в гражданском и гражданско-процессуальном законодательстве, но
область их применения не ограниченна этими сферами правовой деятельности.
Рассмотрение
толкования норм права – является сложной системной деятельностью, которая
направлена на разъяснение законодательных установок, нормативно-правовых актов.
Таким образом, объектом толкования в данном случае выступают правовые нормы.
Толкование норм
права однозначно необходимо для осуществления правоприменительной и
правотворческой деятельности общества и государства. В некоторых случаях
толкование права выступает как компромиссное решение в процессе различных
споров, в других – создает необходимые предпосылки для дальнейшей
правотворческой деятельности по заданному курсу. Следовательно, деятельность
толкователя и законодателя взаимосвязана, поскольку они совместно определяют
направление развития отдельных законопроектов и претворения их в жизнь.
Толкователь может
прямым путем влиять на решение законодательных органов и лиц, которые принимают
и подписывают нормативно-правовой акт. Законодатель опирается на уже
существующие ошибки и с помощью толкования права пытается исключить какие-либо
интерпретационные неточности, которые могут потом привести к нежелательным
последствиям в правоприменительной деятельности не только со стороны
государственных органов, но и со стороны обычных граждан.
Благодаря
существованию института толкования норм права, законодатель, анализируя каждый
отдельный законопроект, может опираться на следующее:
1. исключение
противоречий международно-правовым нормам;
2. полное
соответствие Конституции Российской Федерации;
3. уважение прав и
свобод граждан;
4. исключение
противоречий тенденции развития права в стране и публичному общественному
мнению;
5. соответствие тем
задачам и целям, для реализации которых и принимается тот или иной
нормативно-правовой акт.
Таким образом,
толкование права может указывать законодателю на недостатки, выявленные в
прошлом. Об этих недостатках и упущениях порой очень резко отзываются ученые и
эксперты, поскольку они подрывают политический курс в государстве, идут вразрез
с мнением общества и не способствуют развитию общественных отношений. Почему
законодательные органы должны учитывать общественные мнения в принятии правовых
норм? Наша страна – демократическая правовая держава, в которой во главу угла
ставится защита общечеловеческих ценностей, прав и свобод граждан.
Соответственно, законодательные акты должны обеспечивать охрану интересов
людей, проживающих на территории государства, быть актуальными на конкретном
историческом этапе развития государственного механизма и взаимоотношений между
государством и обществом.
Вышеуказанные
пункты относятся, прежде всего, к правотворческой деятельности, то есть к
непосредственному контакту между законодателем и интерпретатором.
Другая
деятельность, для которой объективная необходимость толкования права
объясняется различными факторами – это правоприменительная деятельность органов
публичной власти и отдельных граждан. Правоприменительная деятельность – это
комплекс действий, направленный на верное использование того или иного
нормативно-правового акта. Разумеется, чтобы использовать закон по назначению
(для защиты своих интересов в суде), необходимо для начала интерпретировать его
содержание.
Итак, какие же
действия включает в себя правоприменительная деятельность. Сюда включаются
следующее:
1. установление
факта наличия нормативно-правового акта;
2. исключение факта
отмены или изменения определенной правовой нормы законодательством;
3. установление
юридической силы правовой нормы;
4. установление
содержания нормы права;
5. анализ сути и
смысла правовой нормы;
6. полное
интерпретирование нормативно-правового акта и его использование в рамках
действующего законодательства.
Установление факта
наличия нормативно-правового акта – это не что иное, как поиск подлинного
текста закона. Подлинный текст любого законодательного акта может содержаться
только на официальных Интернет-ресурсах, а также в официальных документальных
источниках, таких, как кодекс. Наличие текста нормативно-правового акта в
учебнике или в монографии, в энциклопедии или в исследовательском труде не
является доказательством факта реального официального наличия закона. То есть
правоприменителю вначале требуется установить, из какого источника он черпает
информацию.
Установление факта
наличия нормативно-правового акта включает в себя:
1. установление
субъектов права, на которые могут распространяться законодательные нормы.
Субъектом права может быть как целый комплекс общественных отношений, так и
определенный орган публичной власти;
2. анализ прав и
обязанностей данных субъектов, согласно закону, а также их ответственность за
противоправные деяния;
3. предписание
правовой нормы (ее цели и задачи в рамках отношений между государством и
обществом);
4. необходимые
условия, при которых цели и задачи правовой нормы должны реализовываться.
Таким образом,
первоначально правоприменитель устанавливает характер источника, откуда была
взята правовая норма, и, таким образом, удостоверяется в подлинности текста
закона. Затем он приступает к поверхностному разбору законодательного акта.
Когда все эти действия выполнены, следует второй постулат.
Исключение факта
отмены или изменения определенной правовой нормы законодательством – очень
важная деталь в построении правоприменения законов. Очень часто
правоприменитель по ошибке опирается на устаревшую норму. Именно поэтому
полезно сразу обращаться к официальным источникам, где в обязательном порядке
будут указаны даты редакций необходимого документа. Норма права может быть
отменена законодателем ввиду потери ею актуальности на определенном этапе
развития общественных отношений, а может быть изменена последующим
нормативно-правовым актом. Лицу, применяющему законодательную норму, очень
важно удостовериться в наличии факта отмены или изменения нормы права или его
отсутствии. [1] См.: Словарь
иностранных слов и выражений / Авт. – сост. Н.В. Трус, Т.Г. Шубина. – М., 1997.
– С. 479.