Юриспруденция Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Правовой режим Северного морского пути и его значение для обеспечения безопасности Российской Федерации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Юридический статус 
и правовой режим Арктики. 4
2. Северный морской путь. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 18

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования в данном реферате
связана с тем, что в силу географических и природных особенностей, Российская
Федерация обладает огромными по протяженности и по площади территориями,
которые включают в себя также и водные территории. Северный морской путь
представляет собой магистраль сообщения, которая располагается в сложных
арктических условиях. Тем не менее, она имеет под собой огромный потенциал для
экономического и социального развития как прилегающих нему северных территорий
Российской Федерации, так и всей страны в целом.

Северный морской путь является значимым объектом не
только потому, что он представляет собой кратчайший путь из Европы в Азию, но в
связи с тем, что территории, через которые он проходит, являются центром
сосредоточения природных богатств России. Таким образом, несмотря на тот факт,
что освоение данного региона сопряжено со значительными затратами, оно
необходимо для развития тех городов и областей, которые находятся на прибрежных
территориях, через которые он проходит.

Развитие инфраструктуры северных регионов, повышение
экономических и социальных условий жизни людей в отдаленных участках страны —
является важной, стратегической задачей в рамках государственного управления.

В связи с этим, развитие того потенциала, который
имеет Северный морской путь представляется весьма важным, особенно на текущий
момент, когда наша страна начинает возрождаться и становиться одним из ключевых
игроков в мировой политике и экономике.

Исходя из сказанного выше, можно сделать однозначный
вывод о том, что та тема, которая затронута в данной курсовой работе, является
важной и актуальной.

Целью работы является рассмотрение Северного морского
пути как стратегически важной составляющей территориальной целостности и безопасности
Российской Федерации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Северный морской путь-это кратчайшая морская линия
между Россией и Дальним Востоком, которая, по сравнению с южным маршрутом,
проходящим через Суэцкий канал, между европейской частью может сократить путь
судна на 3,860 морских миль, или на 34%. СМП как Северный широтно-морской
коридор, входящий в Транспортную стратегию России до 2030 года, разработал
концепцию развития СМП до 2015 года, определяющую цели устойчивого развития,
принципы и основные направления и коммерческое использование СМП на рынке.

Правовой основой концепции является Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном регулировании
социально-экономического развития Севера Российской Федерации», Концепция
государственной поддержки экономического развития Севера, политика Российской
Федерации в области судоходства, федеральная целевая программа «Мировой океан»,
«развитие транспортной системы России», «Океанография Российской Федерации на
период до 2020 года». Таким образом, во всех основных документах СМП «встроена»
теория, но нет механизма, который бы позволил реализовать на практике все эти
замечательные положения. Северный морской путь даст мощный импульс развитию
Арктики и России в целом. Для решения этой масштабной задачи нам необходима
специальная федеральная целевая программа с мерами по развитию инфраструктуры,
транспортного потенциала и кадрового обеспечения. Средства из различных
источников должны привлекаться для реализации. Без внимания государства,
значительных инвестиций, бюджетных и частных, ледяных холмов Северного морского
пути невозможно освоить.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Юридический статус 
и правовой режим Арктики

Юридический статус Арктики формировался под  воздействием таких факторов, как  удаленность от центров цивилизации  и крайне неблагоприятные для
жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло
проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом
несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства,
экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с
пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих
десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении
изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

К настоящему времени все известные (открытые)
сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти — суверенитету
-того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, —
России, Дании, Канады, Норвегии и США. К странам, имеющим исторические интересы
в данном регионе и граничащим с ним, относят Финляндию, Швецию и Исландию[1].

Площадь Арктики составляет 21 млн. кв. км. На
арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится  под суверенитетом арктических  государств. Международно-правовой статус
Арктики характеризуется следующими особенностями. Арктика разделена на 5
секторов, основанием которых служат северные побережья РФ, Канады, США,
Норвегии и Дании (о. Гренландия), боковыми гранями — меридианы, соединяющие
крайние западные и восточные точки побережий, а вершиной — Северный полюс.
Система секторов сложилась на основе длительного разграничения прав и интересов
соответствующих государств. Это разграничение в 1920-30-е гг. получило всеобщее
признание, было закреплено в Парижском договоре 1920 г. по архипелагу
Шпицберген, решением международного арбитража 1933 г., признавшего спор между
Норвегией и Данией о принадлежности Гренландии в пользу Дании. В 1925 г. об
Арктике был принят закон в Канаде, в 1926 г. — соответствующий акт в СССР. К
настоящему времени нет единого многостороннего документа о
международно-правовом статусе Арктики Российский сектор в Арктике — самый
большой. Права России на острова в Северном Ледовитом океане, вытекающие из
фактов открытия, давности владения и освоения, были провозглашены в 1916г., а
затем были подтверждены в Ноте НКИД от 6 ноября 1924 г. в связи с попытками
Канады и США закрепиться на о. Врангеля и Герольда. Правовой статус российского
сектора Арктики. регулируется постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля
1926 г. В соответствии с ним к российской территории относятся все открытые и
могущие быть открытыми земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом
океане, к северу от территории РФ до Северного полюса в пределах между
меридианом 32°04’35" в.д. и меридианом 168°49’30" з.д.1 Исключение
составляют лишь восточные острова архипелага Шпицберген, лежащие между 32 и 35°
в.д., принадлежащие Норвегии по Парижскому договору 1920г. Правовой статус
Северного Ледовитого океана соответствует статусу открытого моря, за
исключением некоторых районов, в которых в целях общей защиты оборонных
интересов арктических государств, обеспечения безопасности судоходства и
сохранения природной среды сделаны определенные изъятия в пользу прибрежных
государств. Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется
принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и
закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому
праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г[2]. [1][1]
Международно-правовые
проблемы раздела экономических пространств Арктики // Вся Норвегия на русском.
URL: http://www.norge.ru/artcitclov/ (дата
обращения 26.10.2021). [2]
Международно-правовые
проблемы раздела экономических пространств Арктики // Вся Норвегия на русском.
URL: http://www.norge.ru/artcitclov/ (дата
обращения 26.10.2021).

 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Правовой
режим Северного морского пути. 4

2.   Значение
Северного морского пути для обеспечения безопасности РФ.. 10

Заключение. 17

Список использованных источников. 20

Приложение 1. 22

  

Введение:

 

В последние годы
становится актуальной тема Северного морского пути (СМП). СМП – морская
артерия, кратчайшим образом соединяющая европейскую часть России с Дальним
востоком. Он проходит через Карское море, море Лаптевых, Восточно-сибирское и
Чукотское моря. Длина пути составляет около 5600 км, на протяжении которых
Россия устанавливает режим прохода судов в соответствии с Конвенцией ООН по
морскому праву. Его освоение, сохранение суверенитета, а также международное
сотрудничество тесно сопряжено с вопросом национальной безопасности нашей
страны.

Северный морской путь для
Российской Федерации — стратегически важная морская коммуникация, имеющая
статус исторически сложившейся национальной транспортной артерии.

Северный морской путь и
его арктические акватории издавна имеют огромное стратегическое, оборонное и
социальное значение для нашей страны.

На протяжении многих лет
хозяйственные системы Севера являются важными факторами обеспечения
национальной экономической безопасности, имеющие исключительно главное
военно-стратегическое значение для России и ее северных территорий.

Вопросы  развития 
Северного  морского  пути   и
правового регулирования плавания в его акватории актуальны как в рамках интересов
Российской Федерации, так и в международном контексте.

Очень важной и актуальной
на сегодняшний день проблемой является определение правового статуса Северного
морского пути. В последнее время Россия все больше и прочнее закрепляет свои
позиции в Северном морском пути, стараясь прировнять правовой статус СМП с
правовым статусом своих территориальных вод.

Цель работа: анализ
правового режима Северного морского пути и его значение для обеспечения
безопасности Российской Федерации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в
заключении данной работы можно сделать следующие выводы:

Основным  международным 
договором,  применимым   к  
Северному   морскому пути,
является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция 1982
г. имеет стратегическое значение, 
так  как  устанавливает 
всеобъемлющий  правовой  режим 
мировых океанов  и 
морей,  регулирует  все 
виды использования океанов и их ресурсов и выступает основой для
национальных, региональных и международных действий и сотрудничества в морском
секторе, в том числе и в Арктике.

Освоение Арктики,
изучение и защита ее природы, согласование действии приарктических государств
для решения арктических проблем осуществляет региональная международно-правовая
организация — Арктический Совет, членами которого являются: РФ, США, Дания,
Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия.

Единого статуса Северного
морского пути не существует; его части – внутренние воды, районы территориального
моря и ИЭЗ России – имеют различный правовой статус.

Правовой режим
организации эксплуатации Северного морского пути складывается из многочисленных
норм российского морского законодательства, положений федеральных целевых
программ (ФЦП) «Мировой океан», «Модернизация транспортной системы России»,
«Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.», Распоряжение
Правительства РФ от 08.12.2010 N 2205-р «О Стратегии развития морской
деятельности в РФ до 2030 года», Указ
Президента РФ от 05.03.2020 N 164 "Об Основах государственной политики
Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" и некоторых других
действующих нормативно-правовых документов.

Основным нормативным
правовым актом РФ по данному вопросу является Федеральный закон от 28 июля
2012  г. №  132ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации 
части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории
Северного морского пути»

Акватория российских
арктических проливов была отнесена к категории внутренних вод на исторических
правооснованиях. Несмотря на то, что Конвенция 1982 года не содержит чётких
критериев для такого рода правовой квалификации, сам институт исторических вод
сформировался задолго до принятия вышеупомянутого соглашения, преимущественно
на основе норм обычного права и решений международных судебных инстанций. Среди
критериев отнесения к историческим водам выделяют следующие: важное
экономическое и оборонное значение для государства; проецированием им
суверенитета над ними в течение длительного времени и на постоянной основе;
молчаливое согласие других государств.

Россия и США давно спорят
о правовом статусе Северного морского пути.

Действующее российское
законодательство рассматривает Северный морской путь в качестве национального
морского транспортного пути, к которому применяются специальные национальные
правила судоходства. В американских
официальных документах, касающихся Арктики, всё так же содержится норма о том,
что свобода морей является главным национальным приоритетом для США.

Крайне важной является
задача обеспечения национальной безопасности в Арктическом регионе, что
обусловлено военными угрозами безопасности России в Арктике в результате  неразрешенных противоречий в области
делимитации водных границ, растущим интересом различных государств мира к
арктическим ресурсам, а также сохраняющейся тенденцией в политике ряда держав к
дальнейшей милитаризации региона, связанной как с защитой их интересов, так и с
организацией ими международного военного сотрудничества в рамках альянса.

Таким образом, основными
угрозами для Северного морского пути являются возможные агрессивные действия
США и НАТО.

Данные обстоятельства, а
также интересы обеспечения безопасности России и ее арктической зоны диктуют
необходимость выработки системы мер управления этими противоречиями, т.е. их
предупреждения, нейтрализации агрессии в разных фазах потенциального конфликта
и его завершения в интересах России.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Правовой режим Северного морского пути Северный морской путь
(рисунок 1, приложение 1) — самый близкий морской путь между Россией и Дальним
Востоком, проходящий по морям Северного Ледовитого океана (моря: Карское,
Чукотское, Баренцево, Лаптевых, Восточно-Сибирское) и частично Тихого океана
(Берингово море).

Арктический совет –
международно-правовая организация, занимающая освоением Арктики (в том числе и
Северного морского пути, так как он является транспортной магистралью, ведущей
в Арктику), изучением и защитой ее природы, согласованием действий
приарктических государств для решения арктических проблем. Членами данной
организации являются арктические и приарктические государства: РФ, США, Дания,
Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия.

Основным  международным 
договором,  применимым   к  
Северному   морскому пути, является
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[1] Конвенция 1982 г. имеет
стратегическое значение,  так  как 
устанавливает  всеобъемлющий  правовой 
режим  мировых океанов 
и  морей,  регулирует 
все  виды использования океанов и
их ресурсов и выступает основой для национальных, региональных и международных действий
и сотрудничества в морском секторе, в том числе и в Арктике.

Россия, на протяжении долгого
времени, не только реализовывала властные правомочия в отношении Северного
морского пути и Арктики, но и активно создавала законодательство в отношении
этих территорий. Так, в целях закрепления суверенитета России на приарктическую
территорию, в 19-20 веках был издан ряд нормативно-правовых актов. Инструкция
1893 г. определила, что «под суверенность России подпадают все заливы, бухты и
рейды русского побережья Северного Ледовитого океана, и все Белое море к югу от
линий, объединяющих входные мысы"».[2] Постановление Президиума
ЦИК СССР от "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов,
расположенных в Северном Ледовитом океане"[3] определяет суверенитет
СССР на все открытые, так возможно обнаруженные в дальнейшем и не находящиеся
под юрисдикцией других государств земли и острова, размещённые в Северном
Ледовитом океане.

Организационно-правовое
оформление Северного морского пути было продолжено в годы советской власти.
Декретом № 1606 и Постановлением СНК СССР № 1873 от 17 декабря 1932 г. было
учреждено Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), которому была
поставлена задача проложить окончательно морской путь от Белого моря до
Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и
обеспечить безопасность плавания по этому пути.

В 1954 г. управление Северным
морским путем входило в ведение Минморфлота СССР. 20 августа 1991 г. в
соответствии с указом № 66 Президента Российской Федерации все арктические
структурные подразделения Гидрографического предприятия по состоянию на 1
сентября 1991 г. были переданы в ведение Министерства транспорта РФ.

В 1994 г. Правительством
РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию управления Северным
морским путем от 19 июня 1994 г.» в целях установления ряда мер, направленных
на совершенствование управления и улучшение обслуживания районов Крайнего
Севера.

 В 1999 г. с принятием Кодекса торгового
мореплавания РФ[4]
навигационно-гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути,
осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта
(т.е. Министерством транспорта РФ).

Правовой режим
организации эксплуатации Северного морского пути складывается из многочисленных
норм российского морского законодательства, положений федеральных целевых
программ (ФЦП) «Мировой океан», «Модернизация транспортной системы России»,
«Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.», Распоряжение
Правительства РФ от 08.12.2010 N 2205-р «О Стратегии развития морской
деятельности в РФ до 2030 года» и некоторых других действующих
нормативно-правовых документов.

Основным нормативным
правовым актом РФ по данному вопросу является Федеральный закон от 28 июля
2012  г. №  132ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации  части государственного
регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».[5]

В настоящее время
действуют Правила плавания по трассам Северного морского пути Приказ Минтранса
России «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути».[6]

Между Россией и США уже
давно идет спор касательно правового статусе Северного морского пути. Данные
противоречия негативно сказываются на двусторонние отношения в Арктике начиная
с 1960-х годов. Россия высказывает, что Северный морской путь является
национальной транспортной артерией, которая в силу своих исторических причин,
попадает под действие [1] "Конвенция Организации
Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее
10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) [2] Грейть В. В. Северный морской путь
— территориальные воды России или международный транспортный путь? / В. В.
Грейть. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С.
430-433. [3] Постановление Президиума ЦИК СССР
от 15.04.1926. Об объявлении территорией союза ССР земель и островов,
расположенных в северном ледовитом океане: // Петербуржский правовой портал.
URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=18601 [4] "Кодекс торгового
мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 13.07.2020) [5] Федеральный закон "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного
морского пути" от 28.07.2012 N 132-ФЗ (последняя редакция) [6] Приказ Минтранса России от
17.01.2013 N 7 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Правил плавания в
акватории Северного морского пути" (Зарегистрировано в Минюсте России
12.04.2013 N 28120)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы