Интеллектуальная собственность и авторское право Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Право автора на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведений после смерти.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Право автора на неприкосновенность, обнародование и отзыв
произведений после смерти
. 5

Заключение. 27

Список литературы.. 29

  

Введение:

 

Авторское право является одним из институтов
права интеллектуальной собственности, которое в свою очередь является
подотраслью гражданского права; представляет собой совокупность правовых норм,
регулирующих и охраняющих права и законные интересы создателей интеллектуальных
произведений. Данный правовой институт представляет особый интерес для изучения
в связи со своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие от иных
институтов гражданского права, где объектами правоотношений выступают
материальные вещи, либо же с ними тесно и неразрывно связаны действия
обязанного лица, в авторском праве правоотношения складываются в связи с
созданием, использованием и охраной нематериальных объектов. Помимо этого,
авторское право обеспечивает защиту как имущественных прав и интересов автора,
так и личных неимущественных, что также является особенностью данного
института. 

Авторское право, обеспечивая права и законные
интересы авторов, играет важнейшую роль: оно стимулирует их творческую
активность к созданию новых произведений. Помимо этого, будучи уверенными в
защите и гарантиях своих прав на произведения, имея возможность получить вознаграждение,
авторы обнародуют свои труды, что обеспечивает доступность результатов их
творческой деятельности для широкой публики. Это в свою очередь, безусловно,
работает на пользу развития науки, литературы и искусства в целом, «рождения»
для общественности новых талантливых авторов и выхода в свет их произведений.
Общество же может считаться образованным лишь имея доступ к культурным
ценностям, которые включают труды учёных, поэтов и писателей, других творческих
личностей. К тому же, данные права гражданина (на образование и доступ к
культурным ценностям) закреплены 43 и 44 статьями Конституции РФ. Последняя
статья так же закрепляет: «Интеллектуальная собственность охраняется законом».[1]
Таким образом, авторское право затрагивает не только интересы частных лиц –
авторов произведений, но и общественные интересы, так как касается сферы
просвещения, необходимой для существования и жизнедеятельности любого
цивилизованного общества.

Методологическую основу работы составляют
научное познание, анализ и синтез, описание, формально-логический и системный
методы.

Практическая и теоретическая значимость выполнения
настоящей контрольной работы заключается в актуальности выявления и изучения
проблем современного российского авторского права и путей их решения.



[1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный
интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, рассмотрев основные вопросы и
положения, касающиеся такого правового института как авторское право, и
актуальных проблем авторского права, можно подвести некоторые итоги. В первую
очередь необходимо подчеркнуть особую значимость данного правового института
как регулирующего отношения, связанные с объектами культурной и духовной жизни
общества, обеспечивающими доступность к просвещению и рост уровня образования
населения, так и регулирующего отношения по поводу нематериальных активов,
способных приносить доход правообладателям. Всё это требует наличия развитого
механизма правового регулирования в указанной сфере, функции которого так раз
осуществляет авторское право.

Проанализировав законодательные и
доктринальные источники, а также судебную практику, можно сделать вывод, что
наибольшую актуальность представляют вопросы охраны и защиты авторских прав.
Так в век развития технологий расширяются возможности, способы использования
произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране и защите
объектов авторских прав в сети Интернет. Помимо этого, растёт количество
авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос
«потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Также
недостаточно полно урегулирован вопрос о критериях, подлежащих учету судами при
определении размера взыскания компенсации за нарушение авторских прав, что
порождает огромный массив различной судебной практики.

Стоит также отметить развитие творчества в
целом, его проникновение в различные сферы общественной жизни, наличие
творческого характера в объектах, признание которых объектами авторского права
может показаться неожиданным и даже бессмысленным. Однако если объект отвечает
критериям охраноспособности, и правообладатель обращается с требованием об
охране и защите его авторских прав, суды вынуждены такую охрану и защиту
предоставлять.   Уровень современного
законодательства не всегда можно признать адаптированным для применения его норм
в отношении таких объектов, а судебная практика в отношении их только начинает
формироваться или же в принципе отсутствует. Помимо этого, следует отметить,
что современное творчество обладает определенной спецификой, и даже
«классические» объекты авторского права могут требовать обеспечение особой
охраны и защиты, непредусмотренной современным законодательством. Творчество
является продуктом умственной деятельности человека, которая в свою очередь
непредсказуема, и предусмотреть нормы, осуществляющие всестороннее правовое
регулирование в данной сфере, предоставляющие и обеспечивающие абсолютную
охрану и защиту данных объектов, представляется невозможным.

Неотчуждаемость личных неимущественных прав
авторов и некоторых иных прав порождает множество проблем на практике,
затрудняет включение прав на произведения в торговый оборот и  использование произведений лицами,
приобрётшими исключительные права по договору. Вместе с тем установление режима
неотчуждаемости таких прав на определенные произведения видится бессмысленным.
Помимо этого, возникают некоторые коллизии неотчуждаемых прав автора и прав
собственника материального носителя произведения.

К проблемным вопросам также следует отнести вопрос
установления ограничений при выборе псевдонима, урегулирование которого на
данный момент не осуществлено законодательством. Актуальным является вопрос о
возможности добровольного отказа от исключительных прав и перехода произведения
в общественное достояние. Ряд проблем возникает в отношениях, складывающихся в
результате соавторства, а также создания служебных произведений. Сложная и
двоякая правовая природа иных прав автора порождает множество доктринальных
дискуссий. В отношении определённых вопросов еще не достигнута гармонизация
национального законодательства с международными нормами.
 

Фрагмент текста работы:

 

Право
автора на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведений после смерти

 

         В
настоящее время определение авторских прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255
ГК РФ.[1]
Так, авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки,
литературы и искусства. Интеллектуальные же права, в свою очередь, в
соответствии со статьей 1226 ГК РФ представляют собой исключительные права на
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации, являющиеся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных
ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Данные права необходимы
для охраны произведения в процессе его использования автором, его защиты в
условиях доступности общественности. Однако современной системе авторских прав,
состоящей из трёх, перечисленных в самом определении интеллектуальных прав
категорий, предшествовал длительный период становления и развития института
авторского права в целом, а также правомочий, предоставляемых автору и
охраняемых законом. 

Так, российское авторское право возникло в
начале 19 века, впервые за автором закреплялось исключительное право на
произведение в Цезурном Уставе 1828 г., продолжившее свое развитие в Законе 8
января 1830 г., Своде законов 1887 г. В это время авторские права
рассматривались как разновидность права частной собственности, а его объекты
являлись «имуществом благоприобретенным», что вполне характерно для периода
буржуазии, «превратившей личное достоинство человека в меновую стоимость».
Иными словами, о выделении личных неимущественных прав автора речи в то время
не шло, и если автор произвел отчуждение своего произведения, например,
издателю, последний становился его полным правообладателем. Первая гарантия,
направленная на охрану личного неимущественного права автора, закреплялась в
Законе об авторском праве от 20 марта 1911 г., в котором формально запрещалось
дополнять, изменять, сокращать произведение автора, хотя и с определенными
оговорками.[2] Таким
образом, мы видим зарождение такого личного неимущественного права автора как
право на неприкосновенность произведения. И хотя на практике данное право
практически не охранялось, юридическая конструкция в документе присутствовала.
Декрет СНК «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность
произведений литературы и искусства» от 10 октября 1919 г. стал первым актом,
закрепившим окончательный уход от теории «литературной собственности».[3]
Так, в соответствии с данным документом признавались недействительными все
сделки, в результате которых лицо, приобретшее у автора права на произведения,
становилось его полным собственником. Помимо этого, Декрет закреплял
необходимость определения в договоре срока, в течение которого издатель может
использовать переданное ему право.

 В
Основах авторского права 1925 г. закреплялась необходимость четкого определения
объема отчуждаемых прав по издательскому договору или иными способами (включая
их уступку) и характера использования произведения лицом, приобретающим права.[4]
Помимо этого, Основы закрепили право авторства, полную неприкосновенность
произведения, право автора на имя и псевдоним, на обнародование произведения, а
также возможность требовать защиты от нарушений, не связанных с имущественными
интересами. Так мы наблюдаем, что в период социализма законодательство в сфере
авторского права развивалось в направлении усиления защиты авторских прав,
предоставив автору защиту его личного интереса, а также регламентируя порядок
отчуждения исключительных прав, закрепляя определенные требования к договору. В
результате в это время в литературе утвердилась классификация авторских прав на
имущественные и личные неимущественные права. Не все авторы в полной мере
поддерживали подобную классификацию.

Впоследствии деление авторских прав на
имущественные и личные неимущественные прочно закрепилось в российском
законодательстве, еще Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г.
исходил из данной классификации.[5]
Однако  вступлением в силу части 4 ГК РФ
система авторских прав получила своё дальнейшее развитие, так как законодатель
выделил третью категорию авторских прав – иные права, относя к ним ряд прав со
спорной правовой природой.

На мой взгляд, классификация авторских прав
имущественные и личные неимущественные права оправдана, так как обусловлена
спецификой авторского права, его двойственной природой: с одной стороны, тесной
взаимосвязью с самой личностью автора и, с другой, имущественной ценностью
объекта – результата творческой деятельности, возможностью извлекать прибыль из
его обращения на рынке. Таким образом, существует необходимость не только
законодательно регулировать порядок использования и обращения произведений, но
и регламентировать охрану личных, неотчуждаемых прав автора. В то же время в
силу того, что ряд прав носит спорный характер и подвержен дискуссиям в научной
среде, целесообразно их выделение в отдельную категорию, а также
законодательное закрепление специальной регламентации возможности и порядка их
отчуждения. К таковым в частности относятся: право на вознаграждение за
использование служебного произведения, предусмотренное в отдельных случаях ГК
РФ, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям
изобразительного искусства. Отсутствие чёткого отнесения некоторых прав к числу
имущественных или личных неимущественных вполне оправдано, ведь авторские права
являются очень сложным взаимосвязанным комплексом прав. Профессор А.П. Сергеев
в



[1] Часть четвертая Гражданского
кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от
03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496;
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дат.
обр. 21.12.2016).

[2] Закон от 20 марта 1911 г. «Об
авторском праве» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1911. №
61. С.560.

[3] Декрет СНК РСФСР от 10 октября
1919 года «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность
произведений литературы и искусства» // СУ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492.

[4] Постановление ЦИК и СНК СССР от 30
января 1925 г. «Об основах авторского права» // СЗ СССР. 1925. № 7. Ст. 67.

[5] Закон от 09.07.1993 г. №5351-1 «Об
авторском праве и смежных правах»  //
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы