Психологический практикум по конфликтологии Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Правила поведения в конфликтной ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие конфликта 5

2. Стили поведения в конфликтных ситуациях 9

Заключение 16

Список литературы 18

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества немаловажное значение приобретают вопросы повышения эффективности деятельности отечественных предприятий, что во многом определяется характером формирования межличностных отношений в трудовых коллективах. Жизнедеятельность трудового коллектива в значительной мере определяется характером формирования межличностных взаимоотношений между его членами. Так, доброжелательно сформированные межличностные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество выполнения производственных заданий, а не сложившиеся — разрушают коллектив организации, затрудняя при этом совместную деятельность его членов и препятствуя сплочению, порождают межличностные конфликты. Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между членами трудового коллектива, руководству необходимо стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Рост напряженности в современном обществе обуславливает увеличение формирования различных межличностных конфликтов и необходимость их всестороннего изучения с целью нивелирования негативных последствий и наиболее полного использования заложенных в них положительных возможностей для развития личности. Возможность возникновения межличностных конфликтов существует во всех сферах нашего общества, и трудовая сфера не является исключением. Конфликты в организации зарождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию ежедневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений.

Проблема конфликтов всегда привлекала исследователей и разрабатывалась представителями различных психологических направлений как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В частности, в зарубежной психологии наиболее интересными являются работы: З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Левина, А. Басса, А. Бандура, Дж. Морено, Л. Берковитц, Р. Блейка, Г. Гурвича, Э. Дженигса, Д. Долларда и др., благодаря которым в психологической науке было начато систематическое изучение конфликта как самостоятельного социально-психологического феномена.

Результаты многочисленных исследований показывают наличие существенных индивидуально-личностных различий в сфере разрешения конфликтов и управления ими, которые необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.

В связи с этим, важной теоретической и практической значимости приобретает изучение проблемы межличностных конфликтов в организации. Возможности конструктивного и успешного решения межличностного конфликта заключается в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем — применить соответствующем технику решения конфликтных проблем.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликт — это процесс крайнего обострения противоречий и борьбы двух или более сторон социального взаимодействия, который сопровождается негативными эмоциями, открытое или скрытое противостояние этих сторон вследствие отстаивания ими взаимоисключающих интересов, целей, позиций, суждений или взглядов. При этом каждая из конфликтующих сторон считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои интересы. Конфликты возникают из-за противоположности интересов и социальных установок людей, они требуют обязательного решения, поскольку без этого невозможно нормальное функционирование социальной группы, коллектива.

Межличностные конфликты являются наиболее распространенным типом конфликтов. Это своеобразная персонифицированная форма общественных, групповых отношений, а также противоречий, возникающих в их сфере.

Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия, причины таких конфликтов — как социально-психологические, так и личностные, это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого.

Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанные аспекта: содержательная сторона конфликта и психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников.

Структура развития межличностного конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.

Существует множество причин возникновения конфликтов. Сами причины конфликтов могут быть классифицированы на: объективные; социально-психологические; личностные.

Любой межличностный конфликт в конце концов имеет свое решение. Формы разрешения конфликтов зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее значимой.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие конфликта

Конфликт — это чрезвычайно сложное социально-психологическое явление, изучению которого посвящено значительное количество исследований.

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», что в дословном переводе означает «столкновение», а в произвольном – «противодействие», «противоборство».

Рассмотрим значение термина «конфликт». Конфликт — это «…отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)» [5, с.51].

В психологии под конфликтом чаще всего понимается «…актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов» [4, с.70].

В психологическом словаре конфликт определяется как «…столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимоотношениях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [6, с.203].

В работах Н. В. Гришиной конфликт рассматривается как «…биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами)» [1, с.63].

К.К. Платоновым и В.Г. Казаковым конфликт характеризуется как «…осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений» [28, с.37].

Необходимо отметить, что в основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит либо противоречивые позиции сторон по любому поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несоответствие интересов, желаний и др.

Таким образом, конфликт мы можем рассматривать как процесс крайнего обострения противоречий и борьбы двух или более сторон социального взаимодействия, который сопровождается негативными эмоциями. Это открытое или скрытое противостояние этих сторон вследствие отстаивания ими взаимоисключающих интересов, целей, позиций, суждений или взглядов. При этом каждая из конфликтующих сторон считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои интересы. Конфликты возникают из-за противоположности интересов и социальных установок людей, они требуют обязательного решения, поскольку без этого невозможно нормальное функционирование социальной группы, коллектива.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах «…субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу» [35, с.50].

Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению проблемы развития межличностных конфликтов, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, характеризуя его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели.

О.А. Алексеев подчеркивает, что «…межличностный конфликт обусловлен противодействием людей друг другу, в котором происходит столкновение целей, интересов, а также выражено реальное соперничество его участников» [1, с.69]

Достаточно развернутое определение межличностного конфликта представлено в исследованиях проведенных Н.У. Заиченко, которым отмечено, что межличностный конфликт — это, во-первых, «…социально-психологическое явление, детерминированное внутриличностными проблемами»; во-вторых, «…проявление несовершенства энерго-эмоционально-информативного содержания социального пространства (активного уровня жизнедеятельности материи), высвечиваемым обстоятельствами возникновения (физическими, психофизиологическими, социальными)»; в-третьих, «…противоборство субъективных и объективных тенденций, проявляющееся в конфронтации по какому-либо поводу»; в-четвертых, «…взаимонавязывание и взаимосопротивление в ситуации негативной формы отношений взаимодействия между субъектами, детерминированные их психологическими позициями, социально-психологическими процессами (фасилитация и ингибиция), психофизиологическими состояниями, поведенческими и речевыми проявлениями; в-пятых, разноуровневое взаимодействие, отягощенное отрицательным эмоциональным фоном и стрессовыми реакциями» [8, с.22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы