Контрольная работа на тему Поведенческий и деятельностный подходы в возрастной и педагогической психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Основная часть 4
1. Профессиональная компетентность педагога как основа формирования учебной деятельности 4
2. Психолого-педагогические координаты развития обучающихся как аспект поведенческого подхода 6
3. Причины трудностей в развитии, обучении и воспитании с позиции поведенческого и деятельностного подходов 8
4. Поведенческие и деятельностный подходы в процессе учебной деятельности. Сравнительный анализ 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение:
Тенденции современного общества формируют необходимость существования педагогов, которые могут раскрыть потенциал обучающихся. Формирование качеств обучающихся напрямую связано с личностью педагога, с его деятельностью в процессе обучения. На данный период времени для успешного раскрытия способностей обучающихся считается создание благоприятных условий, которые способствуют раскрытию личности и развитию эстетического потенциала. При этом важно помнить о возрастных особенностях обучающихся во время образовательного процесса. Для решения этой задачи нами будут проанализированы труды исследователей в области возрастной психологии и педагогической компетенции педагога.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [18]. Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Одним из важных критериев современного общества является его потребность в компетентных, высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому учебные заведения на сегодня значительное внимание должны уделять именно формированию у будущих специалистов профессиональной компетентности еще на студенческой скамье.
Изложенное определило актуальность исследования.
Объект: воспитательный процесс в образовательной среде (школа).
Предмет: профессиональная компетентность педагога как условие формирования учебной деятельности в аспекте подходов психологии.
Цель: изучить поведенческий и деятельностный подходы в возрастной и педагогической психологии.
Задачи:
1) выявить факторы, оказывающие влияние на формирование учебной деятельности;
2) определить возрастные особенности, формирующие учебную деятельность;
3) сравнить поведенческий и деятельностный подходы.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Профессиональная компетентность учителя – понятие динамичное, многогранное и многоаспектное, его содержание меняется в соответствии с процессами, происходящими в обществе и образовании.
Структура профессиональной компетентности также должна периодически видоизменяться, корректироваться в связи со стремительным развитием науки и практики. Вопрос определение содержания, форм, уровней, механизмов и структуры «профессиональной компетентности» учителя общеобразовательного учебного заведения требуют дальнейшей разработки, систематизации, анализа и обобщения.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволил обосновать, что в общепринятом значении творческое развитие школьника подразумевает под собой способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Грамотно выстроенные межличностные отношения между педагогом и учеником в контексте творческого взаимодействия существенно влияют на личность учащегося в период становления личности, активизируют его лучшие качества. В результате обучения школьников у них наблюдается рост самооценки, желание участвовать в творческой работе, развиваются их коммуникативные способности.
В нашем исследовании мы попытались разобраться в зависимости возрастных особенностей обучающихся и влиянии их на формирование учебной деятельности. При этом необходимо помнить о важности поиска нестандартных решений и развития творческого мышления в ходе образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
1. Профессиональная компетентность педагога как основа формирования учебной деятельности
Рассматривая в комплексе действия педагога, реакцию на них обучаемого и влияние окружающего мира, мы можем обнаружить множество противоречий, сопровождающих процесс развития обучаемого. Стоит особо подчеркнуть, что образующиеся здесь противоречия не есть явление отрицательное, а напротив, данное обстоятельство сигнализирует о неком источнике развития. Противоречия, возникающие между преподавателем и учеником, вызваны тем, что сталкиваются два поколения, два уровня знаний, два характера.
Проблема формирования новой педагогической практики, разработка технологического обеспечения новыми педагогическими идеями, концепциями, теориями в истории образования и педагогической мысли занимают важное место, поскольку профессия учителя предполагает постоянное изменение теоретического и практического материала. Современное развитие образования предполагает общественность педагогического взаимодействия, утверждение личностной позиции учащихся и учителя в педагогическом процессе, динамичное изменение педагогических ситуаций в разрешении образовательных условностей, так как необходимо соответствовать современным изменениям и передовым технологиям в обучении школьников. Подобное образовательное явление зависимо от возможностей учителя начальной школы проектировать свою деятельность с помощью инновационных, общественных концепций образования, используя содержание технологий обучения и воспитания учащихся. При этом необходимо помнить, что учитель должен периодически транслировать свой опыт и обмениваться опытом с коллегами по ряду аспектов обучения школьников.
В современной деятельности учителя тесным образом переплетаются действия, которые он должен выполнять на основе федерального государственного образовательного стандарта и действия, в которых необходимо проявить создание элементов в течение собственного педагогического опыта.
Обратимся к формулировке С.Л.Рубинштейна, который в своей статье «Принципы совместной деятельности» обозначил главные особенности деятельности, называя первой из них следующее: «это всегда взаимодействие субъектов, осуществляющих совместную деятельность» [18].
Образовательный процесс выступает как многоплановая и многообразная сольвация. Это и учебно-педагогическое взаимодействие ученика и педагога, это и взаимодействие участников творческого процесса между собой; к тому же, это межличностные взаимоотношения, которые по-разному воздействуют на учебно-педагогическое взаимодействие.
Исследователь В. Адольф утверждает, что «профессиональная компетентность – это сложное образование, содержит комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, обеспечивающих вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1, с. 118].
Ученый Д. Савельев считает, что профессиональная компетентность может быть обозначена как способность должностного лица успешно реализовать (решать) задачи, относящиеся к ее компетенции.
Близким к такому толкованию профессиональной компетентности является определение ученого В. Веснина, который определяет профессиональную компетентность как способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новые знания и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям [4, с. 59].
Итак, проанализировав литературу, посвященную исследованию, мы сделали вывод, что профессиональная компетентность педагога — это сложный комплекс, который включает профессиональные знания, умения, навыки, готовность к деятельности. А также целый ряд профессионально важных личностных качеств таких как: креативность, мобильность, коммуникабельность, толерантность, уравновешенность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к самопознанию, саморазвития и самореализации, саморефлексии и др.
2. Психолого-педагогические координаты развития обучающихся как аспект поведенческого подхода
На данный период времени образовательный процесс представляет собой базис общественного строя. Именно в школе, помимо семьи, закладываются основы культуры и образования. Поэтому педагогу необходимо устанавливать благоприятный климат на занятиях, который позволит повысить уровень развития обучающихся.
Здесь важную роль играет степень подготовленности педагога, которому необходимо подготовиться к сложностям во время подачи материала, принимая во внимание индивидуальность каждого обучающегося.
Психологи сходятся во мнении, что профессия будущего специалиста закладывается в его учебной деятельности. Окружающий мир формируется через призму профессии и кто как не педагог способен, верно, направить обучающихся по выбранному пути. Влияние личности педагога, его творческих и профессиональных компетенций оказывает влияние на ранимый мир подростка. Причем здесь важно остановиться и отметить тот факт, что при положительном взаимодействии подростка с педагогом, формируются определенно лучшие параметры восприятия образовательного процесса в целом, нежели при отрицательном взаимодействии педагога и учащегося.