Сравнительное правоведение в терминологии и определении Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Понятия и распространения мусульманского права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Понятие, становление и развитие мусульманского
права в рамках арабского халифата. 4

2. Современные тенденции распространения
мусульманского права. 12

Заключение. 20

Список используемых источников. 21

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что современные тенденции развития мусульманского
права представляют не только научный, но и практический интерес. Последнее
обстоятельство вызвано рядом взаимосвязанных причин. Начиная с 60-х годов, в
правовых системах мусульманских стран происходят заметные перемены. В ряде из
них правительствами были предприняты попытки создания нового законодательства,
которое основывалось бы только на нормах мусульманского права. Вновь
создаваемое законодательство должно заменить законодательство, созданное по
европейскому образцу, начиная со времени колонизации мусульманских стран. Но
здесь возникает целый ряд вопросов, решение которых как показало время
сопряжено с определенными трудностями. Решение этих трудностей не
представляется возможным без детального рассмотрения истории становления и
развития мусульманского права. Потому тема данной работы видится нам достаточно
актуальной в настоящее время.

Целью данной работы
является рассмотрение сущности и истории развития мусульманского права.

 В соответствии с поставленной целью в работе
предполагается решить следующие задачи:

— изучить сущность
понятия, процесс становления и развития мусульманского права;

— проанализировать
особенности современного распространения мусульманского права;

— на основании
проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.

Структура работы включает
в себя введение, два раздела основной части, заключение и список использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мусульманское право является одним из видов религиозной правовой системы
и одной из сторон ислама. В переводе с арабского, шариат означает «путь следования»,
и он является тем, что принято именовать мусульманским правом. Исследователи
мусульманского права, как правило, обращают внимание на две его главные и
взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение («божественную
сущность») и тесную, с точки зрения некоторых исследователей, неразрывную связь
юридических требований с мусульманской догматикой (богословием), моральными
нормами, правилами культа, в целом религиозными нормами ислама.

С момента появления мусульманского права его нормативная и доктринальная
основа настолько усложнилась и претерпела значительные изменения, что шариат
стал крайне сложным и необычным правовым феноменом. Посредством многолетнего
развития мусульманское право разработало огромный массив норм права. Однако к
мусульманскому праву могут относиться далеко не все нормы, которые закрепляются
в Коране и сунне, или разрабатываются мусульманскими правоведами и богословами.
Будучи утвержденными в священном писании, преданиях или работах муджтахидов,
они, в первую очередь, выступают нормативно-религиозными предписаниями либо
аспектами мусульманско-правовой идеологии и действующими становятся лишь те из
них, которые реально действуют и поддерживаются государством.

Таким образом, мусульманское
право является живым универсальным учением, которое характеризуется гибкостью и
требует всестороннего рассмотрения каждой возникающей проблемы. Глубокие
познания в сфере правоведения дают улемам возможность грамотно расставлять
приоритеты, последовательно разрешать сложные задачи, отстаивать принципы веры
там, где это является необходимым, и облегчать религиозную практику там, где
это является допустимым.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие,
становление и развитие мусульманского права в рамках арабского халифата

Мусульманское право
оперирует принципами справедливости, которые Всевышний заповедовал в Священном
Коране. Оно регламентировало разные сферы жизни людей, определяло отношения
людей между собой и с властью в государстве. Фундаментом правовой исламской
науки выступает понятие «фикх», что в переводе с арабского значит «понимание»,
«знание». Первые упоминания о фикхах встречаются в период жизни пророка. С его
слов и со слов его соратников записывались первые хадисы. Однако и после смерти
его, данные записи не прекращались, их продолжали супруга пророка Аиша, Абдулла
ибн Умар, Абдулла ибн Масуд и иные приближенные к семье пророка. Так формировалась
теоретическая основа школ Ислама.

Информация копилась,
передавалась следующим поколениям. Мусульманское право в качестве отдельной
правовой системы со временем обрело мировое значение. Оно появилось и
оформлялось в рамках Арабского халифата. Длительный период времени не выходило за
пределы Аравийского полуострова. Весь процесс развития связывался с развитием
арабской государственности, от патриархально-религиозной общины изначально, до
одной из самых крупных империй. Как только Арабский халифат был развален,
мусульманское право не утратило собственного значения, оно обрело новые
масштабы и стало основным действующим правом в ряде средневековых государств
Африки и Азии, принявших ислам.[1]

Мусульманское право содержало в себе фрагменты предыдущих правовых
культур Востока, а именно традиции и правовые обычаи. В период правления
династии Омейядов использовались институты правовой системы Ирана, также
Византии и отчасти римское право. Они оказывали влияние на формирование
шариата, хоть и незначительное. Так же, отмечалась связь западной и восточной
цивилизаций. Основы права закладывал пророк и последующие четыре праведных
халифа. При них, посредством толкования заповедей, поступков и высказываний
пророка составлялись священные книги мусульман – Сунна и Коран. Первоначально,
шариат именовали конфессиональным правом, на первых порах, его
доктринально-нормативная часть вбирала в себя не просто правовые установления, а
и религиозную догматику и мораль. На первых этапах развития шариата особенное
внимание уделялось не правам человека, а его обязанностям относительно Аллаха. Одной
из наиболее важных обязанностей были ежедневная молитва, соблюдение поста и
правил захоронения.

Важнейшими свойствами души мусульманина в Коране назывались милосердие,
смирение и терпение. Вместе с тем одобрялась забота о немощных и опека над
сиротами. Любое выражение человечности одобрялось социумом и государством.
Мусульманин должен был повиноваться халифу и власти государства: "Подчиняйтесь
Аллаху и подчиняйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас".[2] В
VIII столетии, когда шариат начал сталкиваться с феодальными формами отношений
в социуме, он перестроился от божественного понимания права к
рационалистическому, от казуальных способов выведения норм права — к
логико-системным.

Немного позднее, в IX столетии, исследователи — юристы внесли в
мусульманское право рациональные оценки правового поведения, то есть действия гражданина
характеризуются в качестве правового поведения, однако это не говорит об
оторванности от консервативных основ, определяемых в Сунне и Коране. Активное, быстрое и широкое
распространение шариата и ислама привело к появлению особенностей и различий в
толковании определенных институтов права и решений определенных правовых
споров. Позднее были утверждены два важнейших направления в исламе.[3] [1] Керимов Г. М. Ислам и его влияние на
общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока / Г. М.
Керимов. – М. : Знание, 1982.- С. 34. [2] Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – М. : Маджесс, 2012.
– С. 318. [3] Ибрагим Т. Ислам: вероучение и обряды // Ислам и
мусульмане в России. – М., 2009. – С. 40.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы