Контрольная работа на тему Понятия и общая характеристика бюджета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Экономическая суть и роль бюджета 4
2. Функции бюджета 7
3. Структура бюджета как основного финансового плана государства 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение:
В бюджете любой страны отражаются важные экономические, социальные, политические проблемы жизни общества и человека. Бюджет отражает масштабы деятельности государства и одновременно ограничивает ее. Если, с одной стороны, это средства, которые поступают в полное распоряжение государства и определяют ее финансовый потенциал, то с другой, в этом документе сосредоточены денежные фонды общественного пользования, находятся не в собственности, как в распоряжении органов государственной власти.
В рыночной экономике бюджет играет роль особого регулятора социально-экономических процессов в государстве. Бюджет — основной метод государственного финансового регулирования. Он предусматривает обеспечение разделения и перераспределения ВВП между регионами государства, отраслями экономики, исходя из стратегии ее экономического развития, финансовой политики и потребностей рыночного механизма, несмотря на то, что в кризисных условиях рыночный механизм менее эффективен, поэтому государству необходимо расширять вмешательства в процесс перераспределения финансов. Именно с помощью этого платежей в бюджет, объемы бюджетного финансирования; вычисляют финансовые ресурсы, определяют размеры, которые перераспределяются между отдельными видами бюджетов.
Благодаря бюджету в соответствии с Конституцией Российской Федерации государство должно иметь возможности сосредоточить финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития.
Цель данной работы охарактеризовать бюджет как категорию финансового права.
Задачи исследования:
— Рассмотреть экономическая сущность, роль бюджета, его функции.
— Определить структуру бюджета.
Заключение:
Термин «бюджет» происходит от английского слова budget — кошелек, сумка — это расчет приходов и расходов государства, предприятия, семьи. Национальные правовые системы государств подчинили бюджет отраслевому регулированию, придав специализацию финансово-правовой категории.
Бюджет играет важную роль в обеспечении перераспределения доходов с целью поддержания благоприятного социального климата, социальной защиты населения, социального обеспечения уязвимых его слоев, уменьшение имущественного расслоения граждан, то есть он является важным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения социальной справедливости. Повышению роли бюджета в социальных процессах способствует, в частности, формирование нового бюджетного механизма финансирования и регулирования развития образования, здравоохранения, духовного и физического развития, благодаря чему увеличено бюджетное финансирование социальных расходов.
Законодательство РФ рассматривает бюджет как «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджет является регулятором экономики, отражающий объемы необходимых государству финансовых ресурсов, определяет конкретные направления использования средств, направляет финансовую деятельность государства. Бюджет влияет на социально-экономические процессы путем выработки бюджетной политики и используя бюджетный механизм.
В структуре расходов бюджетов развитых стран наибольшую долю составляют расходы на развитие человеческого капитала: на социальную защиту и социальное обеспечение, образование, науку, здравоохранение, духовное и физическое развитие. К сожалению, на эти статьи расходов Государственного бюджета Российской Федерации приходится незначительная доля.
Острейшими проблемами экономического и социального развития Российской Федерации является оптимизация структуры доходов населения, реформирование социальной сферы, преодоление бедности, нерациональная структура хозяйственного комплекса и низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий, значительную нагрузку на бюджет и государственные целевые фонды, их финансирование социальных программ. В связи с этим целью национальной бюджетной политики является формирование новой модели социального и экономического развития, которая предусматривает строительство социальной рыночной экономики с уровнем доходов граждан, отвечает мировым стандартам. Для этого она должна направляться на повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса и углубление связей национальной экономики с мировым сообществом.
Тенденции общественного развития свидетельствуют, что настоящее требует от всех участников бюджетного процесса новых подходов к формам и методам работы. Прежде всего, нужно научиться эффективно, управлять финансовыми ресурсами государства для достижения целей в наиболее экономный, эффективный и результативный способ, чтобы в полной мере обеспечить социально-экономические потребности и стремления граждан Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
1. Экономическая суть и роль бюджета
Более чем 200 лет финансовая наука предложила много теорий относительно бюджета. На ранних этапах она видела свою задачу в обосновании предложений правителя для разумного ведения государственного хозяйства. Эти предложения основывались на общечеловеческих ценностях и отражали рациональную, на их взгляд, бюджетную политику государства. В начале ХХ века появились первые научные определения бюджета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что бюджет является общим финансовым законом, на котором строится роспись доходов и расходов государства. Именно в это время зарождается идея, ставшая господствующей во второй половине ХХ века, согласно которому с помощью бюджета государство, наряду с решением классических административных, политических и оборонных задач, должна выполнять социальную функцию общественного благосостояния, обеспечивать населению моральный достаток, комфортное и безопасное существование [16, c. 22].
Идея общественного блага приобрела решающее значение в теории бюджета и финансов в целом. Представители этой теории называют бюджет публичной или фискальной экономикой, производительность которой измеряется общественным объемом и качеством благ [18, c. 7].
В литературе насчитывается около 50 производных значений термина «бюджет», основными из них являются: под бюджетом понимают доходы и расходы одного человека; под бюджетом семьи — доходы и расходы отдельной семьи; под бюджетом предприятия, учреждения — входные и выходные денежные потоки; под бюджетом времени — баланс времени человека, группы людей, конкретного мероприятия; под бюджетом маркетинга — расходы на исследование рынка, товародвижения и сбыта товаров; под бюджетом государства — централизованный фонд финансовых ресурсов государства, используется для выполнения возложенных на нее функций, предусмотренных Конституцией; под бюджетом государственных централизованных фондов — входящие и исходящие денежные потоки централизованных фондов, не включаются в состав сводного бюджета [8, c. 37].
В ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается следующее определение бюджета: бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода [2].
Сущность бюджета, его экономическую природу отражают определенные экономические отношения. Участниками этих отношений является государство, субъекты хозяйствования всех форм собственности и населения: государство (нуждается в финансовых ресурсах для выполнения своих функций); субъекты хозяйствования всех форм собственности и направлений деятельности (как поставляют денежные ресурсы государству, так и могут их получать от нее в зависимости от места и роли в системе экономических отношений), население (которое может быть как налогоплательщиком, так и получателем денежных средств) [12, c. 67].
Бюджет как самостоятельная экономическая категория является формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, которые выполняют специфическое назначение — удовлетворение потребностей как общества в целом, так и его административно-территориальных структур в финансовых ресурсах. Главными признаками бюджета являются [21, c. 41]:
1. Историчность. Бюджет как экономическая категория сложился исторически и имеет свои специфические черты зарождения в каждой стране, они проявляются и в современных условиях.
2. Плановость. Основным признаком бюджета является его плановый характер. Как финансовый план бюджет должен предусматривать выполнение всех функций государства на общегосударственном и местном уровнях. Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями: равновесие доходов и расходов, бюджетный избыток (профицит), бюджетный дефицит.
3. Юридический характер. Бюджет имеет силу правового акта.
4. Срочность. Бюджет всегда складывается и выполняется в течение определенного срока. Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Российской Федерации, составляет 1 календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря [2].
Экономическое значение бюджета заключается в возможности государства в лице органов управления, путем мобилизации финансовых ресурсов и их распределения влиять на ход экономических и социальных процессов в государстве [4, c. 43].
Политическое значение бюджета заключается в том, что его утверждает законодательный орган, в состав которого входят избранные народом представители — народные депутаты, таким образом, реализуется воля народа.
Общественное значение бюджета заключается в том, что с помощью бюджета решается вопрос социального характера — через бюджет финансируются наука, культура, спорт, здравоохранение, образование, обеспечение и содержание пенсионеров и инвалидов, и тому подобное. А также на бюджет влияют экономические, политические и социальные факторы.
К экономическим факторам относятся: величина валового внутреннего продукта; величина национального дохода; экономический рост (спад) производства; производительность общественного труда, уровень развития важных отраслей науки и техники; финансовая политика. К социальным факторам — объем и уровень заработной платы различных категорий работников, размер потребительской корзины, сеть больниц; поликлиник; школьных дошкольных учреждений; высших учебных заведений и тому подобное [17, c. 74].
К политическим факторам — обеспечение обороноспособности страны, поддержание внутреннего правопорядка; рациональность организации управления государством, эффективность деятельности законодательной и исполнительной власти.
Бюджет в значительной степени влияет на уровень эффективности общественного воспроизводства, поэтому его результативность двоякая: с одной стороны, прямо, путем неэквивалентного перераспределения средств вне связи с законом стоимости, с другой — опосредованно, через различные формы стоимостных отношений, воздействуя на экономические интересы субъектов общества. С помощью бюджета создается такой режим функционирования субъектов общества, экономически побуждает к повышению эффективности их деятельности [10, c. 72].
Таким образом, бюджет играет важную роль в обеспечении перераспределения доходов с целью поддержания благоприятного социального климата, социальной защиты населения, социального обеспечения уязвимых его слоев, уменьшение имущественного расслоения граждан, то есть он является важным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения социальной справедливости. Повышению роли бюджета в социальных процессах способствует, в частности, формирование нового бюджетного механизма финансирования и регулирования развития образования, здравоохранения, духовного и физического развития, благодаря чему увеличено бюджетное финансирование социальных расходов.